Интерьер храма

Другая культура » Интерьер храма

Как уже было сказано, православный храм имеет трехчастное строение. Главный вход в храм обычно находится в западной его части. Войдя, человек сначала попадает в притвор, а оттуда — в основной объем храма. Впереди себя он видит иконостас, отделяющий алтарь — главную часть храма, в которой совершаются основные таинства. Следует помнить, что в убранстве храма — как внешнем. так и внутреннем — нет ни одной случайной детали, каждая из них имеет свое символическое истолкование.

Интерьер храма выглядит следующим образом. Впереди возвышается иконостас, имеющий несколько ярусов. Первый ярус, как правило, более двух метров, дальше — меньше. Количество ярусов тоже ограничено высотой храма и может доходить до семи, обычно же — три-четыре. Православный человек, совершая свою молитву, внутренне переживая богослужение, естественно, стремится быть в соборности с живыми людьми, которые молятся вместе с ним, и в то же время — с теми, кто прошел тем же путем до нас. Изображения святых в иконостасе и на стенах помогают почувствовать близость Церкви Небесной. Высокий иконостас, полностью отделяющий алтарь от основного храма — чисто русская особенность. Возникновение его относится к XIV в. и связывается с именем преподобного Андрея Рублева. Иконостас сосредоточивает внимание верующих на тех событиях, которые символически отражены в церковной службе. В середине иконостасной преграды расположены так называемые Царские врата, через которые может входить священник, причем только в полном облачении. Они называются Царскими потому, что Бог, Царь вселенной, входит этими вратами на Великом входе, а также потому, что ими однажды в жизни, в день коронации, мог войти русский царь; потому, что в Византии царь с блестящей свитой приносил хлеб и вино и передавал их Патриарху—именно у Царских врат.

Некоторых смущает, что иконостас полностью закрывает алтарь, они думают, что эта преграда мешает восприятию богослужения. Однако это не так. Православный человек, совершая свою молитву, внутренне переживая богослужение, естественно, стремится быть в соборности с живыми людьми, которые молятся вместе с ним, и в то же время — с теми, кто прошел тем же путем до нас. Изображения святых в иконостасе и на стенах помогают почувствовать близость Церкви Небесной.

За иконостасом — алтарь. Посредине в алтаре расположен престол — квадратный стол, на котором совершается богослужение. На нем лежат крест, Евангелие, стоит дарохранительница — небольшое сооружение в виде церкви, с ящичками, в которых лежат запасные святые дары для причащения больных. Все предметы богослужебного обихода благоговейно украшались, что рождало особый вид искусства, самобытно выразившегося в мелкой пластике. Слева от престола — квадратный стол меньшего размера, жертвенник, на котором готовятся хлеб и вино для освящения. Там же в алтаре есть еще маленькие столики, аналой (столик-пюпитр для книг), в алтаре также находятся облачения священника.

По стенам храма располагаются иконы—они могут быть в резных золоченых киотах или в виде росписи на стенах. Часто в храмах можно увидеть ковчеги из дерева или металла с частицами мощей прославленных святых.

Похожие статьи:

К проблеме утверждения рационального начала в синтаксисе французского языка XVII века
В эволюции французского языка XVII век занимает особое положение благодаря постепенному утверждению и проявлению в нем признаков, которые позволили назвать его языком классическим. Понятие «классического» подразумевает высокое «качество» ...

Внешнее оформление часословов
В мастерских специализировавшихся на изготовлении Часословов, объединялись все виды работ по созданию книги: здесь ее писали, иллюстрировали, переплетали, т.е. делали целиком от начала до конца. При этом широко применялось разделение труд ...

Беноццо Гоццоли
Из учеников фра Анджелико наиболее известным был Беноццо ди Лезе ди Сандро, именуемый Беноццо Гоццоли (1420—1497), до того, подобно Учелло, работавший в мастерской Лоренцо Гиберти. Очень продуктивный мастер, одаренный колорист, он написал ...