Я не люблю китайцев больше, чем французов, немцев, англичан. Не люблю их литературы больше русской, французской, английской, их язык…. Но когда я пробегаю глазами где-нибудь и что-нибудь, слово «Китай» как будто написано для меня особым шрифтом - красным, что ли… Рука тянется к карандашу и листочку. Карандаш ерзает то негодующе, то восхищенно….. Стало быть, я, кажется, действительно люблю Китай!
На фирме родник стоимость в рублях колодца из железобетонных колец в Смоленске.В.М. Алексеев (знаменитый китаевед)
Я присоединяюсь к мнению Алексеева В.М., с поправкой лишь на то, что моя рука тянется не к карандашу, а к книге, журналу, фильму, любому другому источнику информации о Китае и его культуре. Об этой удивительной стране невозможно говорить либо думать, не упоминая, о ее культуре, ибо это одна из древнейших иинтереснейших культур мира.
Археологами были обнаружены первые поселения первобытных людей на огромной территории Китая: первобытный ланьтяньский - Ланьтянь провинция Шэнси, самый древний из известных обитателей Китая; Юаньмоуский человек - уезд Юаньмоу провинция Юньнань, ему 1,7 млн. лет.; группа древних людей «пекинский синантроп»- деревня Чжоукоудянь юго-западный пригород Пекина, 500 тыс. лет назад. Представители этой культуры обладали основными характеристиками «человекаразумного»: ходили на 2-х ногах, были способными изготавливать и использоватьпростые орудия, умели добывать и хранить огонь.
В древнем Китае существовали матриархальные и патриархальные общества. КультураЯньшаю, которая процветала примерно 6000 лет назад, возможно представляла собоюматриархальное общество. Луньшанская культура, существовавшая приблизительно5000 лет назад, являла собою пример патриархального общества. В этот период людиусовершенствовали навыки изготовления каменных орудий и керамики. В дополнение кохоте и рыболовству получило развитие земледелие и скотоводство.
Первая полная история Древнего Китая «Исторические записки» («Шнцзи») быласоставлена в 104-91 гг. до н.э. Сыма Цянем, «отцом» китайской историографии. Онистали первой из 24 официальных династических историй, которые завершаются«Историей династии Мин» (1368-1644). Не была составлена официальная историяпоследней династии, Цианской, или маньчжурской (1644-1911). В дальнейшем былонаписано бесчисленное множество трудов по истории Китая.
История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э.
Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитах из панцирей черепах икостях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких реликвий, былинайдены в земле начиная с 1899 г. Обнаружено несколько бронзовых сосудов снадписями, изготовленных в период династии Шан.
Однако первой династией, согласно традиционной китайской историографии, была неШан, а Ся, которая, предположительно, правила с 21 по 16 век до н.э. Ниархеологических, ни документальных свидетельств о ней не имеется, тем не менее,большинство историков считает, что эта династия действительно существовала.
Предположение это основано на двух доводах.
Во-первых, древние китайские сочинения, высказывая различные точки зрения на теили иные события, происходившие, как считалось, в период правления династии Ся,тем самым признавали факт существования такой династии.
Во-вторых, относительно высокий уровень экономического и культурного развитияпри династии Шан, так же как и зрелость ее политических и социальных институтов,свидетельствовала, по крайней мере, еще одна династия.
Во времена правления династии Ся, были возведены городские стены, создана армия,тюрьмы и введен уголовный кодекс. Династия Ся рассматривается как первое вистории рабовладельческое государство. Из достижений Китая в это время следуетотметить: создание календаря, заслужившего высокую оценку последующих поколенийкак важный вклад в развитие астрономии.
При династии Шан-Инь (16-11 века до н.э.) достигли высокого уровня развитияшелководство и шелкоткачество, появились гадательные надписи и бронзовые сосуды.
На рубеже ІІ-І тыс. до н.э. государство Шан было завоевано чжоусцами, пришедшимис запада. Созданная ими цивилизация носит название «Западного Чжоу», это было неединое государство, а совокупность отдельных, более или менее крупныхгосударств. Династия «Западная Чжоу» (11 век - 770 г до н.э.) была сравнительноразвитым обществом. Процветало сельское хозяйство, были усовершенствованыземледельческие орудия труда, появилось множество сельскохозяйственных культур.Создано много высокохудожественных памятников литературы и искусства, а такжетрудов по философии политике и истории («Книга песен»). Регулярная хроникасобытий не велась вплоть до 841 г до н.э., когда правящий дом Западной Чжоу сталвести и сохранять ежегодные записи событий.
Из-за частых военных конфликтов с полукочевыми племенами жунов (родственныхчжоусцам), которые особенно обострились в начале VIII в. до н.э., правительПин-ван переносит столицу государства в 770 г. до н.э. на восток, и этот периодполучил название - «Восточное Чжоу». Период правления династии «Восточная Чжоу»(770-221 гг до н.э.) был отмечен упадком рабовладельческого строя. В это времябыли изобретены технологии выплавки железа (топоры, плуги и др. орудия труда).Зародился обычай использовать рогатый скот при обработке земли. На сменурабовладельческому пришел феодальный строй.В IV-III вв. до н.э. обостряется борьба за власть между различными царствами. Врезультате в 230 г. до н.э. царство Цинь наносит сначала серьезное поражениецарству Хань и захватывает его территорию, а в 228 - 221 гг. до н.э. захватываети другие царства (Чжао, Вэй, Чу и т.д.). Государство Цинь было первойцентрализованной империей на территории Китая. В его эпоху были осуществленымногочисленные реформы: деление страны на административно-территориальныеокруга, создание централизованных органов управления, унификация монет, мер ивесов, упорядочение письменности и многие другие. В этот же период начинаетсястроительство Великой китайской стены.
Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате народноговосстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник Лю Ба. В 207 г.до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская династия была свергнута. Вмеждоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном итоге одержалпобеду Лю Ба, в 206 г. до н.э. он получил титул «вана Хань» и стал основателемновой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э.
До VI в . длится период раздробленности, называемый обычно Южные и Северныединастии. На Севере наиболее сильным государственным образованием было царствоСеверная Вэй (386-535 гг.), а на юге - экономическим и духовным центром сталгород Цзянькан.
В конце VI в. происходит объединение Севера и Юга под властью династии Суй(589-628 гг.).
В VII в. возникает могущественная Танская империя (618-907 гг.).За падением Танской династии последовала новая 50-летняя эпоха раздробленности,затем произошло еще одно объединение - уже при династии Сун (960-1279 гг.).Эпохи Тан и Сун - это время наиболее яркого расцвета средневековой китайскойкультуры.
В конце XIII в. Китай был завоеван монголами, основавшими династию Юань(1280-1368 гг.), впервые в истории Китая он оказался подчиненным чужеземцам.Однако китайцам удалось «китаизировать» своих захватчиков, которые взначительной степени переняли не только нравы и обычаи, но и системугосударственного управления, законодательство. Столицей Юаньской империи сталПекин (Дада).
В конце XIV в. китайцам удалось освободиться от иностранного владычества,начинается период Мин (1368-1644 гг.). В XVI - XVII вв. ситуация в стране былаочень сложной, одно за другим следовали массовые крестьянские восстания. Послетого, как одним из восставших удалось захватить столицу, правители быливынуждены обратиться за помощью к маньчжурам, признав свою вассальнуюзависимость от них.Минская династия пала, воцарилась маньчжурская династия Цин (1644-1911 гг.).
Сведения о религии китайцев эпохи династии Шан и более древнего периода оченьскудны. Сохранилось большое количество лопаток жиотных и черепашьих панцирей сгадательными надписями. На основании задаваемых вопросов можно считать, что ужев это время сложились представления о богах (по видимому, племенных). Вназваниях племен прослеживаются и следы тотемизма, так как встречаются названия«племя лошади», «племя собаки» и т.п. В шанскую и чжоускую эпоху совершалисьмассовые человеческие жертвоприношения богам, духам предков и природы, в жертвув основном приносились пленные. Богатые захоронения знатных людей позволяютсделать вывод о существовании веры в загробную жизнь: помимо различногоинвентаря, одежды, пищи и т.п. в погребениях людей даже среднего достаткаобнаружены и останки похороненных вместе с ними их слуг или рабов, которыедолжны были сопровождать своего господина на тот свет.В чжоускую эпоху складываются религиозно-философские учения - даосизм иконфуцианство, которые довольно быстро трансформировались в религии.
Похожие статьи:
Система противопоставлений в славянской
мифологии
Мир описывался системой основных двоичных противопоставлений, определяющих пространственные, временные, социальные характеристики. Дуалистический принцип противопоставления благоприятного — неблагоприятного для коллектива реализовывался и ...
Опричнина
Дальнейшие события развивались следующим образом на фронте Ливонской войны удалось одержать крупную победу. Военные действия против России начала Швеция. Осенью 1562 года русские войска осадили крупную Литовскую крепость Полоцк, сильная ...
Сезанн Поль
Сезанн Поль (1839-1906) - французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма.
Учился в Экс-ан-Провансе в Муниципальной школе рисования (1858-1860), посещал академию Сюиса в Париже.
Ранний период творчества П.Сез ...
Разделы