Легизм - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае в VI - III вв дон.э. В центре внимания легизма - проблема управления государством. Легистысчитали что политика не совместима с моралью и главные средства управления -поощрение и наказание, причем последних должно быть намного больше. Легистыразработали концепцию деспотического государства, где все равны перед законом.Единственное исключение - это правитель, являющийся творцом законов.Виднейшие представители легизма - это Шан Ян, Гуань Чжун, Цзы Чань, Ли Куй, ШэньБухай и Хай Фэй. Начиная с III в. до н.э. начинается процесс слияния легизма сконфуцианством, в результате уже в эпоху Хань легизм прекращает своесамостоятельное существование.
Однако в Китае с древности сохранились конфуцианство и даосизм.В I в. в страну проникает буддизм (в форме хинаяны), но не получает особогопризнания, с V в. начинается проникновение буддизма в форме махаяны. Егоширокому распространению способствовало то, что буддизм допускает неограниченноерасширение своего пантеона за счет включения в него местных богов, а для махаяныхарактерно еще и то, что местные божества сливаются при этом с персонажамибуддийской мифологии. Так, например, очень популярная в Китае богиня милосердияГуань-инь стала считаться аватарой будды Авалокетешвары. Таким образом, напротяжении всего Средневековья в Китае сосуществуют три религии - конфуцианство,даосизм и буддизм; их называли «три истины». Подавляющее большинство верующихвыполняют обряды всех трех религий: так, для лечения больных или для изгнаниязлых духов чаще приглашают даосских монахов, для совершения погребальных обрядов- буддийских.
В VI - IX вв. в Китай проникает зороастризм и манихейство. С X в. начинаетсяпроникновение в Китай ислама (в настоящее время число приверженцев его доходитдо нескольких миллионов). Проникло в Китай и христианство, но точное время егопоявления установить трудно, и широкого распространения оно не имеет.
Средневековая философия в Китае развивается в основном в русле конфуцианства,даосизма и буддизма. Периодом расцвета философской мысли можно считать эпохуСун. В этот период развивается метафизика конфуцианства. Центральной проблемой,вокруг которой шла особенно напряженная борьба между различными школами, былапроблема соотношения идеального закона (ли) и материального первоначала (ци). Вэту же эпоху разрабатываются такие понятия, как «Великий предел», «Великаягармония» и др.
Уникальна, также, история письменности Китая. Древнейшие китайские тексты,гадательные надписи, нацарапанные на бараньей лопатке или черепаховом панцире,относятся к III - II тыс. до н.э.: такой панцирь или лопатка помещались в огонь,и ответ на заданный вопрос «вычитывался» по форме и расположению образовавшихсятрещин.
Во II тыс. до н.э. появляются надписи на ритуальных бронзовых сосудах, а сначала I тыс. до н.э. для письма стали использоваться бамбуковые планки,скрепленные шнуров, текст писался вдоль планки по вертикали. На одной такойпланке вмещалось около 40 иероглифов, так что даже небольшая по содержанию книгаимела значительный объем. В III в до н.э. китайцы начали применять в качествематериала для письма шелк, но он был очень дорог. В I в. до н.э. китайцыизобрели бумагу, что способствовало широкому распространению письменности. Ужена бамбуковых планках ( а позднее - на шелке и бумаге) писали с помощью киститушью, изготавливаемой из каменного угля или сажи от сжигания сосновых дров.Ошибки исправлялись путем подчистки ножом, поэтому выражение «нож и кисть» сталометафорой для обозначения чиновников.
Похожие статьи:
Тинторетто
Полной противоположностью Веро-незе был его современник Тинто-ретто (1518—1594), настоящее имя которого Якопо Робусти Он родился в Венеции и был сыном красильщика, отсюда и прозвище мастера — Тинторетто, или Маленький Красильщик
Обили ...
Эра радио
В 1925 году Телерадиовещательная компания Токио (предшественник NHK) начала своё вещание. И в том же самом году 12 студентов, участвовавших в постановке, стали первыми сейю в Японии - именно так они себя назвали, но в газетных заметках то ...
Культура дворянской усадьбы
Ярким эпизодом в истории русской культуры стала жизнь дворянской усадьбы. Она вобрала в себя дух просвещения и стремление к экономическому благоденствию, была проникнута никогда ранее с такой силой не проявлявшимся чувством природы. Ею по ...
Разделы