Есть и сходные группы материалов в фондах писателей дворян и разночинцев. Это будут записи авторского гонорара, расходы его, списки книг личной библиотеки, сведения об изданиях сочинений и т. п.; также переписка, дневники, документы об оффициальном (служебном или личном) положении писателя. Словом, целостный, естественно сложившийся фонд писателя является не случайным, механическим подбором отдельных документов, а социально обусловленным и внутренне спаянным организмом. В целом писательский А. — прямое отражение социального бытия писателя и его литературно-общественной деятельности. Все многообразие жизни писателя в экономическом, социально-политическом и культурно-бытовом отношении получает соответствующее выражение в документации фонда писателя.
Понятно, как важно в научном отношении иметь писательские А. в их полном, неразрозненном виде. В действительности этого почти нет. А. многих писателей поступали в библиотеки и музеи по частям и в разное время. Большая часть писательских А. существует в разрозненном виде, раздробясь на несколько частей, так наз. собраний. Так, рукописный фонд Пушкина распался на ряд собраний: Румянцевского музея (ныне Библиотека им. Ленина) — здесь основное ядро А.; Майковское собрание (это бумаги, отделенные непосредственно от основного ядра пушкинистом П. В. Анненковым и попавшие позднее в руки акад. Л. Н. Майкова); Пушкинского дома (здесь собрание автографов самого Пушкинского дома и собрание бумаг Пушкина, составленное президентом Академии наук К. Р., вотчинный архив Болдина и др.); Публичной библиотеки [здесь много автографов, в числе их законченные редакции «Евгения Онегина», хозяйственно-деловые бумаги (Онегинское собрание), свыше 70 автографов поступило недавно в Пушкинский дом]. А. Достоевского рассеян также по нескольким хранилищам Москвы и Ленинграда: части его в мемориальном музее писателя в Московском историческом музее, в Пушкинском доме, Центроархиве и др. Рукописи Л. Н. Толстого хранятся в девяти хранилищах Москвы и Ленинграда; в Москве их хранят: Библиотека им. Ленина, Центроархив, Толстовский музей и Исторический музей; в Ленинграде — Рукописное отделение Академии наук, Толстовский музей, Публичная библиотека, Пушкинский дом и Ленинградский исторический архив. После революции писательские А. и материалы из них в большом количестве стали поступать в хранилища. За революционные годы создан ряд мемориальных А., где рукописные материалы составляют нередко значительную коллекцию в ряду музейных экспонатов. Таковы музеи, созданные за последние годы: А. П. Чехова, Л. Н. Толстого (в Москве), И. С. Тургенева (в Орле), М. Горького и др.
Помимо естественно слагающихся, целостных частных фондов, создаваемых самими писателями, историко-литературный документ сберегся также в фонде некоторых правительственных учреждений, поскольку такие учреждения, как цензурные учреждения, III Отделение собств. его имп. величества канцелярии, секретные отделения канцелярий местных ген.-губернаторов, А. дворянских собраний, — имели тесное соприкосновение с русской литературой и ее живыми представителями. Так напр. цензура, в силу контрольных своих функций, часто задерживала представленные на просмотр художественные произведения, подвергая их частичным изменениям или полному запрещению. В подобных случаях в недрах цензурных А. оставались как автографы писателей (так наз. «цензурованные» экземпляры; в таковых представлены: «Маскарад» Лермонтова, «Пятидесятилетний дядюшка» Белинского и др.), так и набранные гранки (напр. статьи Ап. Григорьева «О комедиях Островского» и др.) и т. п. Кроме того имеются цензурные отзывы о произведениях, проходивших цензуру, постановления Комитета, целые дела о журналах и сотрудниках, особенно, если журнал с самого начала привлекал к себе внимание цензурного ведомства. В делах III Отделения также застревали рукописи писателей, попадая туда как вещественные доказательства при обыске и т. п. В III Отделении составлялись специальные дела о писателях и отзывы о лит-ой жизни, журналистике и писателях из года в год. Все это — источники, могущие послужить материалом для историко-литературного исследования.
Похожие статьи:
1970е: второй сейю-бум
В конце 70х бум в мире мультипликации вознёс мужчин-сейю на вершины популярности. Первыми объединились в группу(Slapstick) Акира Камия, Тоору Фуруя и Тосиро Фурукава. Многие сейю в то время выпускали собственные альбомы, а в 1979 многие р ...
Характеристики средневековой культуры
теоцентризм – глубинный признак средневековой ментальности. Есть бог, есть смысл в истории, что человек должен спасти душу через богопознание. Теоцентризм определяет отношение человека к жизни.
универсальность культуры – стремление охват ...
«Новый» Голливуд. Анализ фильма «Метрополис»
Проблема передачи движущихся изображений на плоскость волновала английских ученых, не в меньшей степени, чём их французских коллег. Опыты Роджера и Гершеля в области изучения персистенции зрения помогли им открыть так называемый "стр ...
Разделы