Для характеристики русской литературы нового и новейшего времени интересен взгляд "со стороны". Вот что пишет о русской литературе, сравнивая ее с западной, Стефан Цвейг: "Раскройте любую из пятидесяти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой детей, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами. И, если мы оглянемся вокруг, на улицах, в лавках, в низких комнатах и светлых залах – чего хотят там люди? – Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один". Аналогичную точку зрения высказывает и турецкий переводчик и критик Э. Гюней: "Идеалом героев, созданных Диккенсом, является хороший дом, счастливая семейная жизнь. Герои Бальзака стремятся приобрести великолепные замки, накопить миллионы. Однако ни герои Тургенева, ни герои Достоевского, ни герои Толстого не ищут ничего подобного… Русские писатели требуют очень многого от людей. Они не согласны с тем, чтобы люди ставили на первый план свои интересы и свой эгоизм" (Цит. по: М.М.Дунаев. Православие и русская литература).
Именно вследствие особенного восприятия мира в русской литературе, даже среди писателей, отдавших дань веянию времени – классицизму или романтизму, мы видим примеры высокой духовности. Удивительное соединение естественнонаучного и духовного познания мира представляют собой оды М.В.Ломоносова и особенно его стихотворное переложение части книги Иова. Замечательные опыты поэтического богопознания дают и произведения Г.Р.Державина, особенно стихотворные переложения псалмов. Новый шаг в развитии русской литературы представляет сентиментализм с его вниманием к переживаниям личности. Открытием Н.М.Карамзина стала мысль о том, что "и крестьянки любить умеют". Последним подражательным, ученическим этапом в новой русской литературе был романтизм. Но, несмотря на определенную подражательность, русский романтизм в лучших своих проявлениях все же не последовал европейскому шаблону с его откровенным богоборческим бунтом, демонизмом и принципиальным отрицанием христианских и общечеловеческих нравственных ценностей. Из русского романтизма произошел герой, занявший особое место как в русской, так и в мировой литературе. Это т.н. образ "лишнего человека", т.е. человека, глубоко внутренне неудовлетворенного окружающим миром и своим местом в нем. Другим, тоже чисто русским синтезом, объединившим внимание к человеческий личности, свойственное сентиментализму с присущим русской литературе обостренным чувством совести, стал так называемый образ "маленького человека", также прошедший через всю русскую литературу XIX в.
Еще одним, пожалуй, наиболее важным открытием литературы XVIII в. было усвоение ею пророческой миссии в высшем смысле этого слова. Традиционный для Библии диалог Пророк — Царь, в котором пророк обличает, призывает к покаянию и примирению с Богом царя, а через него и весь народ, заменяется в русской литературе диалогом Поэт — Царь, в котором поэт наделен той же пророческой миссией — пробуждать совесть, побуждать к добрым делам. Хвалебные оды императрицам, написанные Ломоносовым, Тредиаковским, Державиным — это скорее урок, какой должна быть совершенная царица, чем похвала живому человеку. Этой же традиции диалога между поэтом и царем отдал дань А.С.Пушкин (В надежде славы и добра…) "Пушкин – это наше все," - сказал о нем Аполлон Григорьев, афористически обобщив сказанное многими литераторами и критиками до и после него. "Все" - это не только высочайшие художественные открытия, гениальные образы и блестящий литературный язык, это еще и особый путь постижения национального призвания, преодоления того духовного разброда, который был присущ его поколению, обретение традиционных нравственных ценностей и покаяние в личном грехе. Особым этапом в становлении Пушкина как русского писателя была северная ссылка, пребывание в родовом поместье Михайловском, написание трагедии "Борис Годунов" - трагедии об ответственности человека и народа перед Богом. Именно эти места – Пушкинский заповедник и Святогорский монастырь, где похоронен сам Пушкин и его родственники, могут стать целью особого литературного паломничества, посвященного теме "Путь Пушкина к Православию". Преодоление как литературных, так и мировоззренческих штампов и шаблонов, осознание православных нравственных ценностей стало важнейшей линией большинства произведений Пушкина – и романа "Евгений Онегин", и Повестей Белкина, и Маленьких трагедий, и "Капитанской дочки". Все это может стать основой для рассказа о Болдинской осени. В полном смысле этого слова о новой русской литературе принято говорить начиная с Пушкина.
Похожие статьи:
Славяне. Происхождение, отличительные особенности мироощущения
Древнейший пласт доставшегося нам культурного наследия — дохристианская культура восточных славян. Вопрос о происхождении славян до сих пор окончательно не решен. Над ним работают ученые разных специальностей: историки, археологи, лингвис ...
Летопись жизни
и творчества Павла Николаевича Филонова
8 (21) января 1883
Родился в Москве в бедной, рабочей, многодетной семье.
1894–1896
Учился в городской приходской школе. Окончил с отличием.
1897
Переехал в Петербург. Жил у старшей сестры Александры, вышедшей замуж ...
Феномен венецианской художественной традиции XVII века
Репутация семнадцатого столетия как наименее продуктивного в истории венецианского искусства давно уже стала общим местом в искусствоведческой литературе. Превращение Венеции в этом веке в художественную провинцию признается как неоспорим ...
Разделы