Становление и развитие национального азербайджанского театра

Другая культура » Становление и развитие национального азербайджанского театра

Страница 1

Более чем вековая история азербайджанского драматического театра - это славный путь становления и развития самобытного национального искусства, имеющего богатейшие и яркие традиции. На протяжение всей истории азербайджанский театр был вплавлен в судьбы национальной интеллигенции и всего народа. У колыбели азербайджанского театра стояли его выдающиеся представители - писатель и философ М.Ф. Ахундов, писатель Н.Б. Везиров, издатель первой газеты на азербайджанском языке, замечательный общественный деятель Г. Меликов-Зардаби. 10 марта 1873 года был показан первый спектакль на азербайджанском языке - "Визирь Ленкоранского ханства" М.Ф. Ахундова.

В начале XX века в театральном движении Азербайджана выделялись актеры и деятели Г. Араблинский, Дж. Зейналов, М.А. Алиев, Г.К. Сарабский. Устраивались интернациональные вечера с участием ведущих мастеров искусств русского, украинского, азербайджанского и других закавказских народов. В расширении театрального дела принимали участие писатели А. Ахвердиев, Г. Махмудбеков, Н. Нариманов, актеры Сеид Рухулла, А.М. Шарифзаде, А. Вели, М.М. Кязымовский, М.Б. Гаджинский, Г.А. Абасов, А. Анаплы, А. Камарлинский, Р. Дараблы, Д. Багдадбеков, С. Селимбеков, М. Мурадов, А. Сухейли. С именами Г. Араблинского и С. Рухуллы связано зарождение театра в Татарии и в Средней Азии. В 20-е годы в Баку появился театр малых форм -"Сатирагит", впоследствии ставший Русским драматическим театром.

В 1923 году по инициативе Шовкет Мамедовой был открыт первый театральный техникум. Среди первых его выпускников были Халима Насырова, Сара Иншатураева, Мухаммеджан Касымов, Алты Карлиев, ставшие впоследствии народными артистами СССР. В 20-е годы расцвел многогранный талант драматурга Джафара Джабарлы (1899-1934). В 30-е годы Азербайджанский драматический театр осуществляет постановки таких произведений, как шекспировский "Макбет" (1936, режиссер А.А. Турганов), "Бесприданница" (1939, режиссер А. Шарифов), "В 1905 году", "Алмас", "Яшар", "Севиль", "Невеста огня" Джафара Джабарлы, "Сиявуш", "Шейх Санан" Гусейн Джавида, "Отелло" и "Ромео и Джульетта" В. Шекспира, "Без вины виноватые" А.Н. Островского, "Дубровский" Пушкина и другие.

Дебютируют С. Вургун ("Вагиф", "Ханлар"), М. Ибрагимов ("Хаят", "Мадрид"), С. Рустам ("Качах Наби"), появляются первенцы азербайджанской комедии "Свадьба" и "Счастливцы" С. Рахмана. В сороковые годы, годы второй Мировой войны театр отражал мужество и героизм людей на фронтах и в тылу. После войны Азербайджанский театр ставит работы новых молодых прозаиков. В 50-е годы запомнились постановки пьес "Забавный случай К. Гольдони (режиссер Т. Кязымов), "Шелковые сюзанне" А. Каххара (режиссер А. Шарифов), "Честь" А. Ширванзаде (режиссер А. Искендеров), "Васса Железнова" М. Горького (режиссер Т. Кязимов), "Зимняя сказка" В. Шекспира (режиссер А. Шарифов) и многие другие. Плодотворно работает театральный художник Б. Афганлы. Дебютирует молодой поэт И. Сафарлы (пьесы "Глазной врач"", "Ядигяр", "Сердце матери"). Осваивается драматургия Назыма Хикмета (пьесы "Чудак", "Всеми забытый", "Череп").

В конце 50- начале 60-х годов на сцене поставлен ряд новых произведений как старшего, так и молодого поколения драматургов. Это "Джеваншир" и "Пламя" Мехти Гусейна, "Аликум женится" и "Ложь" С. Рахмана, "Бухта Ильича" и "Веяния любви" Дж. Меджнунбекова, "За закрытыми дверьми" Г. Сеидбейли, "Ну и дела" Ш. Курбанова, "Деревенщина" М. Ибрагимова.

В 60-е годы, наряду с постановками оригинальных пьес, театр усиленно работает над переводными спектаклями. Это "Мария Тюдор" В. Гюго, "Валенсианские безумцы" Лопе де Веги, "Антоний и Клеопатра" В. Шекспира (режиссер Т. Кязимов), "Орманская дева" Ф. Шиллера (режиссер А. Шарифов), "Ученик дьявола" Б. Шоу (режиссер А. Кулиев) и другие.

Интересные спектакли были поставлены и на сцене театра имени Дж. Джабарлы в Гяндже. Здесь идут пьесы классиков национальной драматургии - М.Ф. Ахундова, Н.Б. Везирова, Дж. Мамедкулизаде, А. Ахвердиева, Дж. Джабарлы, пьесы "Вагиф", "Ханлар" Самед Вургуна, "Хаят", "Мехаббат" Ибрагимова, "Качах Наби" С. Рустама, "Вешние воды", "В семьи Атаевых" И. Эфендиева, пьесы молодых драматургов Дж. Меджнунбекова, И. Сафарли, Б. Вахабзаде. Наряду с этим гянджинский театр вел большую работу по освоению переводной драматургии: "Эзоп" Г. Фигередо, "Пойдите сюда" Азиза Несина, "Хитроумная влюбленная" Лопе де Веги, "Злой дух" А. Ширванзаде, "Трехгрошовая опера" Б. Брехта и других. Нахичеванский театр в 60-е годы особое внимание уделял новому прочтению азербайджанской классики и воплощению современной драматургии. Успешно работали театр имени Н.Б. Везирова в Ленкорани, имени Г. Араблинского в Сумгаите, имени С. Рахмана в Шеки, имени А. Ахвердиева в Агдаме, имени М. Давудовой в Мингечауре. Отметим постановки Азербайджанского драматического театра - пьесы "Без тебя" Ш. Курбанова, "Тлеющие огни" М. Ибрагимова, "Пропавшие дневники", "Ты всегда со мной", "Моя вина", "Не могу забыть" И. Эфендиева. Постановщики - Т. Кязимов, А. Шарифов.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Традиции и современность
Особая заслуга в становлении бытового костюма принадлежит Н.П. Ламановой – подлинному художнику по костюму. Ламановское трактование костюма не только вызывает интерес к чисто внешней стороне жизни общества, но заставляет вглядываться в бы ...

Моизм
Моизм - этико-политическое учение, основатель которого Мо цзы (Мо Ди) (около486 - 376 гг. до н.э.). Для учения Мо цзы характерен призыв ко всеобщей любви,требование решать все конфликты мирными средствами и т.п. Моисты были людьми необык ...

Искусство Шумера и Аккада
Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных данных. Известно, что они появились в Южной Месопотамии не поздн ...