Азербайджанские ковры и ковровые изделия

Другая культура » Азербайджанские ковры и ковровые изделия

Страница 1

Одним из главных определителей уровня культуры является степень развития декоративно-прикладного искусства - составной части общей материальной культуры, тесно связанной с экономической, культурной и общественно-политической жизнью народа. Изделия декоративно-прикладного искусства давали народу возможность путем формы и орнаментации передать свои эстетические взгляды, духовный мир, сложившиеся этнические традиции, а также, в зависимости от степени овладения мастерством, художественный вкус и уровень освоения техники производства. Зарождению и развитию отдельных видов ремесел способствовали такие факторы, как различные формы ведения хозяйства, с изменением которых некоторые виды ремесел теряли былую значимость и забывались народом, другие возникали и развивались. Например, с появлением и развитием фабрично-заводской промышленности, резко упал спрос на изделия таких высокоразвитых в свое время традиционных видов ремесел Азербайджана как оружейное, стекольное, суконное и другие. Но есть такие виды ремесел, которые не подвластны времени, они вечны. К их числу можно отнести ковроткачество.

Ковроткачество известно с древнейших времен и относится к высокоразвитым видам ремесел. Археологические памятники рассказывают о том, что на территории Азербайджана искусство ковроткачества было известно еще в IX веке до нашей эры. О древности ковроткачества свидетельствуют и более поздние письменные источники, например, труды таких древнегреческих, римских и арабских авторов, как Геродот, Ксенофонт, Аль-Мугаддаси. Азербайджан является одним из уникальных ковровых регионов мира, где в течение веков вырабатывалось и достигло совершенства искусство мастеров, создавших лучшие образцы ковров и ковровых изделий, начиная с простейшего - паласа, и кончая наивысшим по сложности ворсовым ковром - халча.

Все ковры и ковровые изделия Азербайджана по принятой классификации подразделяются на четыре типа:

1. Губа-Ширван (ковровые регионы - Губа, Ширван и Баку).

2. Гянджа - Казах (регионы - Гянджа и Казах).

3. Карабах (регионы - Карабах, Шуша и Джебраил).

4. Тебриз (регионы - Тебриз и Ардебиль).

В основу классификации взяты, главным образом, три основных отличительных фактора: орнамент, техника исполнения и вид коврового изделия.

Азербайджанское ковровое искусство отличается большим разнообразием ковровых композиций, насчитывающих сегодня свыше шестисот видов. Порою богатая и сложная композиция имела распространение в границах одного села, города или этнической группы, где вырабатывались эти ковры, и по традиции, как богатейшее наследие передавалась из поколения в поколение. К примеру, можно отметить некоторые ковровые композиции, названные по месту их выработки - Пиребедиль, Чичи, Афурджа, Салахлы, Шихлы, или же по названию этнической группы - Сор-сор, Джек, Грыз, Гасым ушагы, Талыш, Гара-гоюнлу и другие. Особенностью азербайджанского коврового орнамента является то, что здесь использованы изображения фитоморфного, зооморфного, антропоморфного (не взирая на запрет Ислама изображать человека) и геометрического происхождения, сильно стилизованные при их передаче на ковре. Если в далекие времена некоторые орнаментальные изображения носили определенный, ясный смысл, то с течением времени первоначальное значение изображения полностью забывалось, и данный элемент превращался в художественный орнамент без смыслового значения.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Внутренняя часть часослова
В часословах сложились определенный состав и последовательность текстов и сюжетов миниатюр. Вначале помещали календарь, снабжая его миниатюрами на отдельных листах, в медальонах или в инициалах. Затем следовали тексты, извлеченные из Еван ...

Античность
Периодизация VI-V вв. до нашей эры - IV - V в. нашей эры IV в. н.э. - христианство. Античность и христианство столпы современного генезиса. Эпоха Возрождения центрируется вокруг возвращения к античности. Европейская цивилизация уходит с ...

Внешнее оформление часословов
В мастерских специализировавшихся на изготовлении Часословов, объединялись все виды работ по созданию книги: здесь ее писали, иллюстрировали, переплетали, т.е. делали целиком от начала до конца. При этом широко применялось разделение труд ...