Система Станиславкого. Тайна вдохновения

Другая культура » Система Станиславкого. Тайна вдохновения

Страница 1

Однажды, когда репетиция очередной постановки в Художественном театре не клеилась , когда актеры выходили на сцену пустыми, без всякого душевного подъема с потухшими глазами. Константин Сергеевич Станиславский задумался о природе актерского творчества, о том что принято называть вдохновением. Что же означает это слово? В “Толковом словаре “ Даля оно объясняется так: ”Высшее духовное состояние и настроение: восторженности, сосредоточение и необычайное проявление умственных сил”.

К сожалению, такое состояние приходит к человеку, художнику, по неведомым причинам, в неожиданное время и отнюдь не по заказу. В русском театре прошлого века символом артиста, игравшего исключительно на порывах вдохновения, навсегда остался легендарный Павел Молчанов. Когда он был в “Ударе” – играл великолепно, исторгал у слушателя слезы, потрясал всех. Но современники вспоминают, что иногда Молчанов играл из рук вон плохо: это значило, что вдохновение в тот вечер его не посетило.

Станиславский задумал открыть тайну вдохновения, его загадку, потому что в искусстве актера эта тайна имеет особое значение: полагаться на одно вдохновение – слишком ненадежно и рискованно.

Живописец становиться к мольберту и трудится над своим полотном, когда чувствует, что пришло вдохновение. Композитор набрасывает на нотные лиcты новое сочинение, когда звуки, мелодии, ритмы складываются в его сознании в стройную систему. С актером дело обстоит иначе.

Вдохновение должно прийти к нему не само по себе и, скажем, не среди ночи и не во время отпуска, на берегу моря или реки, в определенный час, когда звенят в театре звонки, рассаживаются в креслах зрители ”и, взвившись, занавес шумит”, по выражению Пушкина. Следовательно, свое вдохновение артист должен уметь вызывать сам, по своей воле и усмотрению. А значит, должны существовать способы пробуждать в себе душевный подъем, чувство восторга перед предстоящей работой, достигать высшего проявления умственных, душевных и творческих сил. Ну, а все же, что делать, если вы сегодня плохо себя чуствуете? Если болит голова или зуб? Если с кем-то поссорились и настроение-хуже некуда? Как быть? В результате многолетних исканий, размышлений и трудов Станиславский и создал всою знаменитую “систему” воспитания актера-теорию и метод артистической техники.

Что значит техника в применении к таланту? Совершенствование пластики, голоса, дикции, мимики, жеста, слуха. Постоянный, повседневный труд. Пианист репетирует ежедневно по многу часов-тогда он способен выступить в концерте с блеском. Танцовщик тренируется каждое утро подолгу-только тогда тело будет послушно им на сцене. А некоторые драматические актеры думают, что для них этот закон не писан. В свободное от спектаклей и официальных репетиций в театре время, они считают себя “свободными” от искусства. Они теряют профессионализм. Публика постепенно теряет к ним интерес.

Свою систему Станиславский не “придумал”. В течение многих лет он наблюдал за творчеством выдающихся актеров, изучал их работу на подмостках и за кулисами. Беседовал со многими из них. Система Станиславского долгое время выверялась в Московском Художественном театре и его студии, пока не стала достоянием театров нашей страны и многих стран мира. Но до сих пор некоторые недальновидные артисты рассуждают и даже высказываются в таком духе:”У меня большие способности, это все говорят. Я и без всякой теории и техники сыграю отлично. Талант есть талант”, но на самом деле подобные рассуждения – роковая ошибка. “Если у тебя есть мастерство на сто тысяч франков, купи еще на пять су”. Система Станиславского решает проблему сознательного овладения творческими процессами, исследуются пути ограничивающие перевоплощения актера в образ. Разработаны основные принципы и указаны практические приемы работы актёра над совершенствованием своих внутренних и внешних артистических данных над ролью.Художественном театре и его студии, пока не стала достоянием театров нашей страны и многих стран мира. Но до сих пор некоторые недальновидные артисты рассуждают и даже высказываются в таком духе:”У меня большие способности, это все говорят. Я и без всякой теории и техники сыграю отлично. Талант есть талант”, но на самом деле подобные рассуждения – роковая ошибка. “Если у тебя есть мастерство на сто тысяч франков, купи еще на пять су”. Система Станиславского решает проблему сознательного овладения творческими процессами, исследуются пути ограничивающие перевоплощения актера в образ. Разработаны основные принципы и указаны практические приемы работы актёра над совершенствованием своих внутренних и внешних артистических данных над ролью.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Приобщение детей к русской культуре и декоративно-прикладное творчество
Большинство родителей, переоценивая влияние семьи на формирование языкового мира ребенка, считает, что у детей из русскоязычных семей, живущих в иноязычном окружении, "первым" языком будет русский, которым чаще всего пользуются ...

Классика авторской песни на современом этапе: песенно-поэтическое творчество Александра Городницкого 1990-х гг
Художническая натура Городницкого соединила в себе дар поэта-певца, многие песни которого стали голосом времени, и талант ученого-геофизика, океанолога, приобретшего в многочисленных экспедициях, погружениях на океанское дно богатый опыт ...

Перевод театров страны на новые условия хозяйствования
22 ноября 1988 года вышло постановление “О переводе театров страны на новые условия хозяйствования”, которое являлось вторым важным шагом театральных реформ, существенно расширив самостоятельность театров. Согласно этому постановлению вс ...