Там была немощь (маловерия, неведения, бессилия), здесь — сознательное богоборчество, разврат и цинизм.
Господь пришел к грешникам (а таковы все люди): к блудницам, ворам, даже разбойникам и убийцам. К ним, немощным, но сохранившим в сердце жажду света и добра, Господь обращается с бесконечным снисхождением и любовью.
Тон Господа меняется, когда открывалась Ему в сердцах суще-дьявольская ненависть к Божественному свету, особенно опасная в фарисейском варианте (когда при моральном благоприличии под лицемерной маской обрядовой чистоты скрывалась внутренняя враждебность Богу и Писанию). "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас". "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч". И Предтеча Господень говорил : "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь".
Ибо невозможен союз грязи и неотмирной чистоты! Если духовно-нравственная грязь — не следствие немощи, а, так сказать, принципиальная, вызывающе-демонстративная нахальная грязь, воюющая на чистоту небесной любви, и потому неустранимая, — здесь остается только одна возможность: мечом проводимый в сердцах водораздел.
В чем сущность эстрадной музыки? Она бездуховно-душевна, воспевает гимн самохотениям плотского человека. Ее антидуховность принципиальна. Никогда не подымутся из нее возвышенные и сильные тяготения к чистоте, свету и святости жизни, к спасительной для человека красоте. Не от бездарности композиторов и исполнителей, а потому, что в рамках ее глобальной семантики тяготение к святости абсолютно неуместно, ибо сущностная ее установка враждебна Небу! Эта сфера культуры мощно и неодолимо принуждает художника и его жертву занять антидуховную позицию. Как мощнейшая система гипноза, основана она на отъятии у человека (с его свободного согласия) свободы воли. Одно лишь ритмизованное мигание света, ввергающее в духовный паралич, чего стоит! Временами кажущаяся нежной, сущностно она агрессивна; ее пронизывает неодолимое суще-дьявольское тяготение к пошлости, грязи, вульгарности, бесстыдству как восстанию на заповеди Божии. Пошедшая по пути воспевания греховного состояния человека в самодостаточности и лени духовной, вскоре открыла она себя демоническим влияниям, насилующим души людей. Рок-музыка во многих своих ответвлениях уже открыто связала себя с сатанизмом.
Говорят, джаз — серьезное искусство. Ложь! Проверим смертью: можно ли под джаз хоронить человека? В церковном отпевании может звучать лишь богослужебное пение. Классическая музыка выдерживает испытание смертью в ситуации гражданского траура: веяния призывающей благодати, зов вечности в ней выявляются пред лицом смерти. Джаз лишен онтологизма (бытийственно- сущностной глубины) и духовности; он — сугубо плотское искусство. В соприкосновении со смертью в нем проявилась бы и скрытая дотоле сатанинская пустота: он холодней мертвеца — его холод потусторонен! Навсегда нет в нем небесной вечной любви, нет бесконечного милосердия Божия. Нет неотмирной красоты. Потому он — никак не серьезное искусство, если только не играть словами, а понимать серьезную музыку в том аутентичном смысле, как это понятие возникло в недрах религиозной культуры!
Рок-музыка, христоненавистническая в основе, ныне подчинила своему интонационно-языковому влиянию эстраду. Эта иерархически объединенная страта (активное сатаническое ядро излучает тьму в массово-эстрадную периферию) количественно господствует в эфире, в миллионах плейеров –портативных глушилок совести, в ресторанах, барах, самолетах, поездах…
У вытесняемых из жизни представителей серьезного искусства возникла иллюзия: ради сохранения влияния в массах не породниться ли с новой стратой языком — с тем, чтобы духовно продолжить в серьезной музыке ее возвышенные духовные традиции? Не постараться ли просветлить жанровые интонации новых страт, как это было сделано когда-то с жанрами народной танцевальной музыки? Соблазняются и педагоги общеобразовательных школ: не ввести ли (и уже самостийно вводят) в предмет музыки наряду с серьезным искусством изучение и рок-музыки? (Но они не стоят в одном ряду! Зачем изучать то, что развращает детей, наряду с тем, что возвышает?)
Танцевальную музыку в крестьянской и аристократической среде вплоть до XVIII века еще можно назвать народной музыкой, если принять критерий св. Григория Богослова: "народ есть собрание богочтителей", и Писания: "некогда не народ, а ныне народ Божий" .
Похожие статьи:
Петроградские театры миниатюр в годы войны
Количество театров миниатюр за время войны заметно увеличилось. В конце 1914-го начала 1915 годов газетная хроника отмечает всплеск “миниатюромании”. Актеры, ради выгоды, переходят из драмы в театры миниатюр, многие драматические театры ...
Проблема оценки явлений культуры
Вторая глава открыла нам великие достоинства светской музыки, а 3 глава охладила восторги. Как же оценивать ее? И для чего?
В жизни мы разграничиваем отношение к человеку и греху, паразитирующем на нем: грех ненавидь, а человека люби. Та ...
Санкт-Петербургcкий государственный театр музыкальной комедии: история
Расположенный в центре Санкт-Петербурга, на Итальянской улице, на одной из красивейших и старейших петербургский площадей – площади Искусств, созданной гением итальянского зодчего Карло России, театр соседствует с Филармонией им. Д.Д. Шос ...
Разделы