На протяжении своей многовековой истории азербайджанский народ создал замечательные образцы материальной и духовной культуры. С древнейших времен были известны в Азербайджане различные виды художественных ремесел и промыслов, одним из которых, восходящих к глубокой древности, является изготовление чеканных медных изделий самых различных форм и назначений.
Известные издревле в Азербайджане медные изделия с большим мастерством изготовлялись из местного сырья в древних и средневековых городах Баку, Нахичевани, Ленкорани, Шемахе, Гяндже, Шуше, Шеки, Кубе и других. Но наиболее известным на всем Кавказе центром изготовления орнаментированных медных изделий был Лагич, расположенный недалеко от древнего центра культуры и искусства Шемахи. Установлено, что в конце XIX - начале XX века здесь насчитывалось до 180 медных мастерских.
Медные изделия, изготовленные азербайджанскими мастерами, отличались большим разнообразием форм, богатством и насыщенностью орнаментов, самобытностью. Многочисленные археологические находки, обнаруженные на территории Азербайджана, свидетельствуют о древности и преемственности орнаментов, одни из которых сохранились до нашего времени, другие значительно изменились, пополнившись новыми мотивами. Основу орнамента составляет обычно сложная композиция, включающая различные темы и выполняемая в виде прямых и ломаных линий с множеством точек, треугольников, ромбов. Орнаменты состояли не только из геометрических фигур, но включали также растительные сюжеты, изображения птиц и животных, позднее - солнца, людей. Сложный орнамент чеканных металлических изделий раскрывает глубокие национальные традиции азербайджанского искусства, виртуозность и художественную одаренность народных умельцев. Большинство орнаментированных чеканных изделий имеет клеймо мастера, дату изготовления, иногда имя владельца. Различные надписи на сосудах, в том числе стихотворения, гравировались обычно арабским шрифтом. Некоторые орнаменты, имеющиеся на чеканных предметах, часто переплетались с надписями, исполненными различными почерками арабского алфавита. Поэтому сама арабская вязь дополняла орнаменты и делала их еще более красивыми. Нанесенные на медные изделия орнаменты иногда встречаются и на таких памятниках архитектуры, как усыпальницы XII века в Нахичевани, XIII-XIV веков в Барде и Карабагляре, дворце Ширваншахов XV века в Баку, дворце шекинских ханов XVIII века в Шеки и других.
Азербайджанские мастера-медники посредством горячей ковки придавали любую форму своим изделиям: известно более 80 видов медных изделий различных наименований. Медные изделия, производившиеся в Азербайджане и пользовавшиеся большим спросом у населения, по своему назначению подразделялись на несколько групп: сосуды для воды, газаны для приготовления различных блюд, столовая посуда, а также различные бытовые предметы и банные принадлежности. Готовая продукция мастеров-медников, как правило, подвергалась лужению и только после этого использовалась в быту.
Сравнительный анализ форм и орнаментов медных изделий с другими видами прикладного искусства говорит о самобытности и широком распространении азербайджанского национального орнамента.
Похожие статьи:
Андреа Паллааио
Андреа Палладио (1508—1580) — крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. Он родился в Падуе, большое влияние на него оказали североитальянские гуманисты. Поэт Джанджорджо Триссино из Виченцы, учител ...
Особенности русской национальной культуры
Хорошо известно то, что исходная историческая и социологическая характеристика русской культуры состоит в том, что в ней отражается пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационными типами - Европой и Азией, Западо ...
Ремесла
На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.
Белокаменная резь ...
Разделы