Архаика

В период архаики появились все важнейшие тенден­ции, характерные для зрелого искусства Древней Греции. В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии.

Развиваются наука, литература, философское мышле­ние, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Складывается греческий архитектурный ордер (система пропорционального соотношения между несо­мыми и несущими частями постройки) ставший одним из важнейших элементов архитектурных сооружений по­следующих столетий.

Практически все достижения архитек­туры того времени как конструктивные, так и декоратив­ные связаны со строительством храмов. Храм, посвященный богу-покровителю города, стро­ился на деньги города-полиса, и, таким образом, принад­лежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил -земным, общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценно­стей, считавшихся достоянием всего города-полиса. Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре город­ской площади, служившей местом общественных собра­ний, празднеств, религиозных шествий.

Восхищаясь сегодня мраморной белизной величест­венных руин древнегреческих святынь, мы забываем, что античные мастера покрывали храмы многоцветными росписями. Шедевры греческого зодчества гордились своим полихромным (многоцветным) убранством, бли­стая на солнце множеством красок: синей, красной, зеле­ной, золотой. Время уничтожило многоцветный наряд древних храмов, но даже время не властно над совершен­ством форм античных сооружений.

Эпоха архаики — время рождения грече­ской монументальной скульптуры. Статуи высекали из различных пород камня, дерева, делали из обожженной глины — терракоты. Наивысшее достижение архаической скульптуры — разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, воинов-куросов, девушек-кор.

Через все архаическое искусство проходит образ куроса ("курое" — в переводе с греческого "юноша"). Высекая из мрамора обнаженную фигуру (по мнению древних гре­ков совершенство человека можно было раскрыть через целомудренное изображение здоровой наготы, прослав­ляющей природное начало) скульптор стремился под­черкнуть характерные признаки атлетически развитого тела — широкие плечи, узкую талию, крепкие ноги с чет­ко выраженными выступами коленных чашечек, напоми­нающие могучие столбы. Статуя, которую мастер создавал по заказу жителей города-полиса, должна была выразить представление общества о красоте мужественного и энер­гичного человека, способного в трудный для города час за­щитить свою родину от врага, стихии, быть может от гне­ва богов.

Самые ранние по времени статуи воинов-куросов от­личаются резкой и грубоватой трактовкой форм, замкнуто­стью, статичностью и строгой фронтальностью изображе­ния. К середине VI в. на устах куроса появляется улыбка, характерная для скульптурных изображений того времени, получившая название "архаической". Условная "архаиче­ская улыбка", глаза, живущие как бы сами по себе иногда придают куросам несколько манерный неестественный облик. Точность и изысканность в изображении частей фигуры у скульпторов архаики выше, чем у мастеров классического периода, однако статуи воспринимаются рас­члененно, лишены целостности.

Со второй половины VI в. до н. э. заметен интерес к пропорциям тела человека, чувствуется стремление к пе­редаче реального человеческого образа,

Одним из достижений архаической скульптуры стали статуи девушек-кор в нарядных одеждах, найденные в афинском акрополе. Они изображали юных жриц (служи­тельниц культа) Афины. Найдено несколько десятков таких изображений. Стройные фигуры кор пропорциональны, чуть удивленная улыбка играет на нежном лице. Тщательно высеченные пряди волос и складки одежды ниспадают в плавном ритме. Такова, например, "Кора в пеплосе" (около 530 г. до н. э. Афины, Музей Акрополя).

Статуи кор как бы подводят итог художественному раз­витию греческой архаики, являясь наиболее совершенны­ми произведениями архаической скульптуры.

Похожие статьи:

Искусство Старовавилонского царства
В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Аккада прекратило свое существование, после того как в его пределы вторглось войско соседнего Элама и разгромило столицу царства — город Ур. Период с XX по XVII вв. до н. э. называют старовавилонским, т ...

Изменение в иконографии. Скульптура. Росписи. Рельефы
С от­казом от идеализации образа царя существенно меняется его иконогра­фия. Изображения фараонов ранее уподоблялись образам древних бо­гов, а сами цари почитались как зем­ное воплощение божества. В Амарнскую эпоху, начиная с четвертого г ...

Основная граница – 1929 г
Год, согласно официальной советской терминологии называвшийся «годом Великого Перелома», и конец предшествовавшего 1928-го г. были временем прихода Сталина к неограниченной личной власти. В той мере, в которой она распространялась на все ...