XVIII век в Западной Европе стал последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. На протяжении этого века продолжалась грандиозная ломка всех существовавших ранее общественных и государственных устоев. В XVIII столетии появляется переодическая печать, создаются политические партии, ведется борьба за освобождение человека от оков феодально-религиозного мироощущения.
Искусство, сфера которого значительно расширилась, становится общенациональным, обращается не только к узкому кругу ценителей, но и к широкой демократической среде.
XVIII век — это эпоха Просвещения, век разума и иронии, век философов, поэтов, социологов и экономистов. Это время, когда жили и творили Бах, Моцарт, Гендель, Гайдн, Мольер, Свифт, Хогарт, Шарден. Острая наблюдательность, утонченная манера воспроизведения действительности отличают художественную культуру XVIII столетия.
Искусству XVIII в. по сравнению со смежными эпохами свойственно большее стилевое единство. Нет того разнообразия стилевых направлений, какое наблюдалось в предшествующее столетие, когда рядом с классицизмом Пуссена существовало творчество последователей Рубенса, а барочные картины итальянских художников уживались рядом с голландскими жанровыми произведениями. Несвойственна XVIII веку и быстрая смена стилей, характерная для XIX столетия, ставшего свидетелем эволюции стилей от классицизма до постимпрессионизма. В искусстве XVIII века амплитуда колебаний значительно уже: на смену зрелым формам стиля барокко приходит классицизм.
Главной причиной стилистического единства стала общность судеб европейских государств, переживших на рубеже XVII- XVIII вв. кризис абсолютистских систем.
Одновременно с классицизмом, и под его воздействием продолжает развиваться реалистическое направление в искусстве, наблюдается стремление уйти от "возвышенного", надуманного к "простому", естественному, соразмерному человеку. "Соизмеримость" характеризует мировоззрение всей эпохи Разума и Просвещения. Аллегорически - надуманной идеальности противопоставлена личность с ее правами и достоинствами, мыслями и чувствами, частная жизнь человека.
Идет процесс вытеснения религиозных начал культуры светскими, — процесс "обмирщения" культуры. Светское зодчество впервые преобладает над культовым в масштабе всей Европы. Даже в тех странах, где церковь была все еще очень сильной — Италии, Испании, Австрии, Германии — очевидно "обмирщение" религиозной живописи, скульптуры и архитектуры.
Парадный барочный портрет, с его борьбой света и тени, движения и покоя, уступает место портрету интимному с его осторожным, но глубоким интересом к частной жизни человека.
Пейзажная живопись порождает "пейзаж настроения". Меняется отношение к цветовой гамме картины. Декоративно-салонный стиль рококо требует от живописных произведений не только заинтересовать зрителя, но и украсить помещение, не выбиваясь из его основной цветовой гаммы.
Характерный для живописи барокко свето-теневой конфликт, олицетворяющий противоречия между духовным и материальным началами в жизни были не свойственны художникам XVIII в. Деликатные пастельные полутона, светлая холодная тональность сменили насыщенную палитру предшествующего столетия. Однако любое правило имеет исключение. Часто живописцы XVIII столетия используют яркие краски, стремясь иногда даже к пестроте.
Похожие статьи:
Познание «тайны труда» как смысл хозяйствования
Я бы хотел отразить этот вопрос на примере сельской общины в древней Индии.
Слабость и неэффективность централизованной администрации на протяжении большей части истории Индии всегда компенсировались, исключительной внутренней прочностью ...
Александр Андреевич Иванов и его картина "Явление Христа народу"
Розанов В. В.
В нынешнем году 16 июля исполнилось сто лет со дня рождения А. А. Иванова, творца «Явления Христа народу» - картины, хранящейся в Московском Публичном Румянцевском музее. Многочисленные этюды к ней, из которых некоторые с ...
Колокол как музыкальный инструмент
Колокола были единственным музыкальным инструментом, который не только не запрещался, но даже специально привлекался к богослужению в православной церкви. Колокола на Руси были излюбленным и демократичным музыкальным инструментом. Их люби ...
Разделы