Не обращая внимания на отрицание критиков и финансовую неудачу, Филлини немедленно начал снимать свой следующий фильм "Маменькины сынки" (1953), получивший ошеломляющий успех, утвердивший Феллини как режиссера международного значения. Фильм полон нежных воспоминаний собственного юношеского опыта, рассказанных с хорошей долей драмы и юмора. Это история беспечного квинтета никчемных юнцов, периодически разгоняющих скуку розыгрышами и другими шалостями. Явление это обычно для итальянской провинциальной жизни, которая описана в фильме с тщательным вниманием к деталям и глубоко прочувственной социальной озабоченностью. Достоверность "Маменькиных сынков" подчеркнута присутствием родного брата Феллини, Риккардо, который отлично создал образ члена компании по имени Риккардо. Сам Феллини представлен в фильме персонажем по имени Моральдо (его сыграл актер Франко Интерленги); это самый серьезный и привлекательный член пятерки, который в конце оставляет пустоту маленького городка ради неизвестного будущего в Риме. Какое-то время Феллини обдумывал сиквел "Маменькиных сынков" под названием "Моральдо в городе", который продолжил бы историю Моральдо в Риме, но вскоре он забросил проект. Моральдо, однако, позже снова появится в другом фильме Феллини "Сладкая жизнь" в образе другого персонажа, Марчелло.
Еще большего международного успеха Феллини добился фильмом "Дорога" (1954), глубого трогательной и человечной историей, полной символизма, о полоумной сиротке и жестоком силаче, который покупает ее за тарелку макарон и подавляет ее тело, но ничего не может поделать с духом. Фильм толковался некоторыми как ранний манифест женского освобождения, но в нем заключаются более широкие идеи, а его дух гуманистического освобождения был вознесен католической прессой как истинно христианский, "параболой благотворительности, любви, милости и спасения". Левые критики атаковали Феллини за предательство концепций неореализма и даже оправдание политического угнетения через посредство полной терпимости персонажа - героини фильма Джельсомины. Джульетта Мазина, незабываемая в этой роли, закрепила репутацию международной звезды. "Дорога" получила "Оскара" за лучший иностранный фильм.
Феллини ответил на критику леваков фильмом "Мошенничество" (1955), жесткой, грубой и горькой драмой о банде мелких мошенников, которые безжалостно обманывали бедняков. Мрачная тема и неприятная правда не понравилась публике, но несмотря на тематические и технические недостатки, это был искренний социальный документ и достойное интермеццо между "Дорогой" и "Ночами Кабирии", которые некоторые критики определили как "трилогию одиночества" Феллини.
"Ночи Кабирии" (1957) был еще одним краеугольным камнем в развитии Феллини как художника и дал Джульетте Мазини еще одну возможность показать ее уникальный актерский талант в трогательной, как бы гравюрной роли добросердечной и глуповатой проститутки, чьи мечты о скромном счастье разбились о реальность ситуации. Фильм пользовался огромной международной популярностью и принес Феллини еще один "Оскар" за лучший иностранный фильм.
"Сладкая жизнь" (1960) был триумфальным следующим шагом на пути международной славы Феллини 1950-х годов. Фильм дал сенсационный взгляд на декадентскую "сладкую жизнь" римского общества, увиденную глазами Марчелло, журналиста (сыгранного Марчелло Мастроянни), который ненавидит деградацию вокруг себя, но, кажется, не способен избавиться от блеска Виа Венето и притягательности оргий вседозволенности. "Сладкая жизнь" была явно автобиографичной, Марчелло изображал Моральдо (то есть Феллини), члена квинтета из "Маменькиных сынков", который уехал искать счастья в Риме. "Сладкая жизнь" стала предметом противоречивых споров и была осуждена как аморальная некоторыми лидерами Католической церкви. Это только способствовало феноменальному кассовому успеху в Италии и за рубежом. Фильм получил Гран-при в Каннах-61.
Сняв значительный сегмент, "Искушение доктора Антонио" для эпизода в фильме "Бокаччо 70" (1962), в котором он саркастически высмеивал сексуальное лицемерие, Феллини поставил один из своих самых личных и стилистически необычных фильмов "Восемь с половиной" (1963), названный так, по видимости, из-за того, что это была восьмая с половиной постановка, его седьмой соло проект плюс три совместных работы, каждую из которых он считал за половину. Как автобиография этот фильм идет на шаг дальше, чем другие кинопортреты и по своей природе он более похож на исповедь или самоанализ.
Похожие статьи:
Научная рефлексия как объект историко-научного исследования
Наука – это "система с рефлексией". Специфика рефлектирующих систем состоит в том, что их элементом является "самосознание", т.е. описание поведения системы с точки зрения ее самой. Исследование рефлексирующих систем т ...
XVII век в его отношении к прошлому и будущему европейской культуры
ХVII век - самый неопределенный период истории Европы Нового времени. И предшествующее состояние ее культуры, и последующее изначально получили содержательные имена: Возрождение и Просвещение, попытки же дать имя ХVII столетию оказывались ...
Народное и церковное искусство Древней Руси
Двойственный характер музыкальной культуры Средневековья
С конца X в. вследствие христианизации русская культура претерпевает большие изменения. Появляется новая культура византийского происхождения. Русская культура как бы раздваивается ...
Разделы