В симфонических концепциях Б. Чайковского едва ли не ведущую роль играет лирическая образность – лирическая стихия, доведенная до обобщения символа.
Нередко лирический образ становится драматургическим центром композиции. « Острота переживания высокого, вечного» выразилась во Второй симфонии в сопряжении с сильно действующим «словом» классиков. Лирическим центром Третьей симфонии стала своя тема – удивительной красоты, широкого дыхания, по –русски окрашенная мелодия – песня солирующей альтовой флейты, в кульминации обрастающая голосами Флейт, гобоев, кларнетов, к которым подключается пронзительно щемящий тембр солирующей трубы -, а со следующей, самой высокой волной – и струнные.
К названным примерам можно добавить и лирическую вариацию из Темы и восьми вариаций, и весь скрипичный концерт, многие страницы квартетов, вокальных циклов. Господствует в них лирическая образность во множестве градаций – от хрупких, открыто эмоциональных, остродраматических, даже трагических тонов.
Можно сказать, что Квинтет, квартеты, трио, как сквозь увеличительное стекло, позволяет увидеть черты, знакомые по симфониям, концертам. Многие страницы камерных сочинений Б. Чайковского ассоциируются с картинами природы и одновременно одухотворены человеческой эмоцией, пронизаны чувством сострадания. Композитор пытается глубоко осмыслить Философскую идею красоты и быстротечности человеческой жизни и запечатлеть в музыке и этот образ красоты, и это состояние ускользающего мига, мгновения…
Стиль Б. Чайковского проявляется в лирическом отношении к самому звуку, к музыке, которую он полагает высшей ценностью духовной культуры человека…
Буквально всем своим творчеством он неразрывно связан с исторической судьбой народа, родной страны. И тогда, когда обращается к страницам героической летописи Севастополя, как в Третьей «Севастопольской» симфонии. И тогда, когда образной музыкальной речью повествует о пямятных веках истории и современности великого края Родины во вдохновенной симфонической поэме «Ветер Сибири». А симфоническая поэма «Подросток», выросшая из музыки к фильму, она представляет собой уже не сюиту, но новое самостоятельное произведение, навеянное чтением повести Достоевского, судьбами ее героев. Фактически создавая музыку, Борис Чайковский пропускает через себя и боль и горе, и радости своего народа. Иначе он не может. Собственно так творили все выдающиеся композиторы отечественные и зарубежные. Только такая музыка прочна и долговечна, тесно связана и с прошлым, и с настоящим, и с будущим.
Язык Бориса Чайковского отличен от всех других, индивидуально узнаваем. Это его собственная композиторская речь, с которой он вошел в музыкальное искусство, его голос, проявившийся сразу, еще в ранних произведениях. У него своя гармония, свое оркестровое письмо, своя мелодика, наконец, без которой и не может быть настоящей музыки.
Мелодии его прекрасны, они напевны и бесконечны, как это было всегда в русской музыке. Протяженная, главная инструментальная мелодия, подобная главной теме «Подростка», так же бесконечна в своем развитии, как и человеческая мысль.
В своих сочинениях этот композитор затрагивает вечные проблемы бытия, решает спор между добром и злом. Но и в самых трагических моментах -–что очень важно — всегда с позиции добра. В этом – оптимизм его творчества.
Органично впитав некоторые черты творческого метода Шостаковича, Прокофьева, Стравинского, отчасти Бартока, отдедельные «приметы» классического стиля прошлых эпох, композитор предстает перед требовательным, современным слушателем как большой мастер, мыслящий ясно, оригинально. Его музыка обладает неоспоримым и важным достоинством, она обращена к самой широкой аудитории, ибо образный строй ее, при всей сложности и профессиональной «изощренности», апеллирует к естественному чувственному восприятию мира звуков. Она дышит человечностью и эмоциональной глубиной.
Похожие статьи:
Гриффит. Его значение в истории мирового кино
Группа «Свободное кино» и ее роль в английской кинематографии.
Первый художественный, черно-белый фильм писателя, снятый накануне его сорокалетия в стиле классического неореализма, но со своим уже почерком, посвящен изучению дна Вечного ...
Религиозная реформа
В период сорокалетнего правления Аменхотепа III Египет достиг зенита своего могущества. Однако деспотическая власть фараона вызывала явное противодействие со стороны фиванского жречества, значительно обогатившегося за счет пожертвований ...
Литература
Первое тысячелетие существования литературы на Руси сохранялось в летописях.
Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и письменности, и ли ...
Разделы