В одном из домов на Эсквилинском холме Рима были исполнены пейзажи, воспроизводящие далёкие страны, где побывал Одиссей. В пейзаже « Одиссей в стране листригонов» изображены громоздящиеся коричневые скалы фантастических островов, виднеются покрытые зелёной растительностью горы, оживлённо снуют люди, бродят животные. Картины природы нарисованы будто несколько сверху, они развёртываются перед зрителем постепенно, от одной стены к другой. Мастер показывает гибкие стволы деревьев и мощные глыбы скал, желтый песок морского берега, зелень листвы, синюю поверхность залива. Тёмные тени ложатся от коричневых, будто покрытых загаром людских фигурок, отражаются в реке морда и ноги пьющего козла. В подобных сюжетных росписях второго стиля немало подробностей, убеждающих в богатстве жизненных наблюдений художников.
Но, несмотря на реальность передачи многих деталей, природа в таких фресках выглядит фантастической. Она не пронизана настроениями человека, как это будет в живописи более поздних эпох, античные пейзажи воспринимаются существующими вне мира людей. Странными кажутся движения человеческих фигур рядом с застывшими неподвижными скалами, деревьями, изваяниями божеств. Напряжённая игра светотени нередко усиливает впечатление обособленности природы, независимой от человека. В росписях второго стиля встречаются сложные, многофигурные композиции. Так, на стене одного из помещений виллы Мистерий показаны сцены религиозной церемонии, очевидно, связанной с дионисийскими мистериями. Все фигуры располагаются на будто покрытой зелёным ковром узкой площадке перед стеной. Верхняя часть росписи отмечена полосой меандра с квадратами разноцветного мрамора. На фоне ярко-красной стены представлены участники таинства: величаво выступающие или торжественно восседающие в креслах матроны, девушки, стремительно бегущие с развивающимися плащами, исполненные глубокого волнения, почти страдания. Показаны танцовщицы с кастаньетами – кроталами в руках. В ткань повествования вплетаются изображения силенов, а также актёрских масок, вызывающих мысль о театральном действии.
Фреска «Альдобрандинская свадьба», бывшая некогда в собрании Альдобрандинии, а теперь хранящаяся в Ватикане, изображает брачную церемонию. Насколько был ярок, звучен красный цвет в росписях виллы Мистерий, настоль здесь мягок, лиричен общий тон голубоватых и золотых красок. Центральную часть композиции занимает ложе, на котором сидит взволнованная, погруженная в думы невеста. Её успокаивает Афродита, у изголовья ждёт прекрасный юноша Гименей, в ногах, облокотившись на невысокую колонну, стоит Харита с флаконом благовоний в руке. Возвышенность центральной стены оттеняют бытовые детали боковых частей фрески: пробует температуру воды закутанная в одежды, очевидно, мать невесты, в вестибюле изображены девушки с лирой и благовониями у фимиатерия. В формах республиканского искусства чувства всегда выражены с предельной простотой, нет пафоса, излишней эмоциональности. Произведения различных видов искусства: храм «Фортуна Вирилис», портрет старика из Ватикана, рельефы со сценой жертвоприношения с алтаря Домиция, живописные композиции заметно близки друг другу как памятники одного стиля, одного периода, воплотившие настроения римлян времени республики. Именно в республиканскую эпоху нашли своё выражение черты собственно римского искусства. Творческая мысль латинян сумела противостоять совершенным образцам и формам искусства, которые существовали в то время у соседних народов. Римляне многому научились в годы республики у этрусков и греков, но и не потеряли своего художественного лица.
Похожие статьи:
Поклонная гора
Поклонная гора - самый значительный памятник, построенный в честь победы в Великой Отечественной Войне. Торжественное открытие в Москве МемориалаПобеды состоялось 9 мая 1995г. 23 февраля 1958г на Поклонной горе установили памятный гранит ...
О форме художественной агитлитературы
Творя в период бури и натиска, поэты-агитаторы спешат откликнуться на боевую злобу дня и не имеют возможности создавать свои, новые художественные формы. Жанры художественной А. Л. поэтому являются установившимися жанрами поэтического тво ...
Гуссерль и Шпет
Начало 1910-х годов характеризуется интересом к феноменологии Гуссерля в России. Некоторые его работы переводятся вскоре после их опубликования в Германии. Стремление Гуссерля к созданию строгой науки, не базирующейся на психологических о ...
Разделы