Немногие мастера могли сравниться с Леонардо способностью создать трёхмерный эффект графическими методами. Глядя на любой из его эскизов, видишь, как простым утолщением линии он может передать все изгибы человеческого тела. Его любимыми орудиями труда были перо и чернила, которые позволяли ему переходить от рисования прямо к писанию своих комментариев.
…В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его усадьбе; описание этого визита было сделано секретарём кардинала: «…Он Леонардо показал его превосходительству три картины…, все в высшей степени прекрасные. От самого мастера в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ.» В тексте также упоминается «огромное количество томов, написанным просторечным языком», в которых речь идёт об анатомии, гидравлике, машинерии и других предметах; эти тома, «если их опубликовать, будут полезным и чрезвычайно занимательным чтением.»
Несмотря на болезнь, Леонардо ухитрился кое-что делать в Амбуазе. Почти вероятно, что он больше не занимался живописью, разве что добавлял штрих-другой к уже законченным картинам, тем, что были у него под рукой. Его интересовала прокладка каналов в долине Луары и её притоков: сохранились его два гидрографических рисунка с названием французских рек.
Вероятно, Леонардо принимал участие и в подготовке придворных празднеств. В описании мистерии, поставленной в близлежащем от Амбуаза замке Блуа, присутствует механический лев, которого вряд ли кто-либо, кроме Леонардо, смог бы придумать и сконструировать. Огромный лев, очевидно, приводимый в движение пружинами, сделал несколько шагов навстречу королю, как будто собирался на него напасть. Когда король ударил его жезлом, он остановился, грудь его раскрылась, и все увидели белые французские лилии на голубом поле.
О других заклятиях Леонардо во Франции известно очень мало. Можно себе представить, что он мирно погружался в дремоту, переходя из жизни в смерть. Среди его последних рисунков есть один, похожий на автопортрет: на берегу реки сидит старик, погружённый в столь глубокое созерцание, что кажется, только последняя труба архангела сможет пробудить его. Он умер 2 мая 1518 года, через год после того, как написал завещание, по которому свои рисунки и бумаги оставлял своему любимому ученику Франческо Мельци, кое-какие деньги – свободным братьям, а виноградник близ Милана – другому ученику, Салаи.
Как только Леонардо был опущен в могилу, смутная дымка таинственности, окружавшая его имя при жизни, стала гуще. Со временем она превратилась в облака, на которых он был вознесён. Его стали обожествлять.
…Леонардо, любитель и создатель всяческих мистерий, был похоронен среди принцев и государственных советников в Амбуазе. В суматохе последующих лет, во время гугенотских войн и революций, кладбище, на котором он лежал, пришло в запустение. В начале ХIХ века французский поэт-романтик Арсен Оссей попытался извлечь останки художника из общей погребальной ямы. Останки захоронены в маленькой часовне рядом с замком.
Закончить свой реферат я хочу словами Вазари, сказанным им через тридцать один год после смерти Леонардо: «Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, как ниспосланные свыше, так и врождённые, - или нет, все же всерхестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант – были таковы, что к чему бы этот человек, столь счастливо одарённый, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа.
Похожие статьи:
Флорентийский неоплатонизм
Итальянское Возрождение представляет собой не одно обще-итальянское движение, а ряд либо одновременных, либо чередующихся движений в разных центрах Италии. Раздробленность Италии служила здесь не последней причиной. Наиболее полно черты В ...
Сапунов
Н. Сапунов. Карусель. 1908. Ленинград, Русский музей
В залах наших столичных музеев Н. Сапунов представлен всего лишь несколькими вещами, по которым трудно составить себе представление о нем. В общих трудах по истории русского искусств ...
Западнославянская мифологическая
система
Западнославянская мифология известна по нескольким локальным вариантам, относящимся к балтийским славянам, чешским и польским племенам.
Балтийская мифология
Наиболее подробны сведения о богах балтийских славян, но и они разрознены: речь ...
Разделы