Религиозная реформа

Страница 1

В период сорокалетнего правления Аменхотепа III Египет достиг зенита своего могущества. Однако деспоти­ческая власть фараона вызывала явное противодействие со стороны фиванского жречества, значительно обогатившегося за счет пожертво­ваний храму Амона, и рабовладель­ческой знати, окрепшей в результате военных походов. Эти силы активно сопротивлялись фараону.

Аменхотеп III, желая противостоять своим противникам, опирается на поддержку военного сословия. В то же время он использует непопуляр­ность египетской религии в среде по­коренных народов, входивших в со­став Египта после азиатских походов Тутмоса III. Фараон стремится су­зить сферу влияния фиванского жре­чества, подготавливая, очевидно, тем самым почву для более универ­сальной религиозной системы, кото­рая бы отвечала общегосударствен­ным интересам.

Однако реформу в этом направлении осуществил преемник Аменхотепа - Аменхотеп IV. Изменив вере своих предков, этот фараон-реформатор на двенадцатом году своего царствования окон­чательно порывает с традиционным египетским многобожием и учреж­дает культ солнечною диска— Атона. По приказу царя в египет­ских надписях делаются попытки уничтожить не только имена богов, но и само понятие «бог». Слово это стремятся заменить словом «вла­ститель», а знак бога—знаком, обозначавшим фараона. Само солнце на завершающем этапе ре­формы мыслится не как бог, а как царь. Отныне в мире правят только два царя: Солнце-Атон и его сын Эхнатон — «Угодный Атону».

Религиозная реформа Эхнатонана — исключительное явление в ис­тории не только египетской, но и, возможно, всей древневосточной культуры. До сих пор мотивы и своеобразный характер её, как и сама личность царя, предмет острых споров. С одной стороны, в «солнцепоклонничестве» Эхнатона нельзя не видеть традиционную в египетской религии струю солярно­го монотеизма, связанного с гелиопольской жреческой доктриной, но освобожденного в реформиро­ванной религии от мифологическо­го «балласта». Эхнатон словно до­вел до логического конца восходя­щую еще к эпохе великих пирамид концепцию о царе как «сыне Солнца» и не менее древнее пред­ставление о Солнце как о царе. С другой стороны, полное игнориро­вание Эхнатоном осирических представлений, ставших централь­ным моментом веры египтян в за­гробное преображение, уничтоже­ние в надписях на заключительных этапах реформы самого слова «бог» и знаков, обозначающих бо­га. придают учению Эхнатона отте­нок намеренного богоборчества. Эхнатон же. «враг из Ахетатона», как его заклеймили более поздние тексты, «первый индивидуалист и религиозный гений в истории», по словам Б. А. Тураева. один из са­мых жестоких египетских владык, творящий «силу против не знающе­го учения его" и обрекающий мра­ку» своих противников, в конце своего правления весьма напомина­ет не просто отступника, еретика, но и ниспровергателя веры в бога, заслоняющего собственной лично­стью своего «отца» Атона, несмот­ря на строгое соблюдение религи­озной обрядности в служении Атону. О социальных причинах рефор­мы Эхнатона писали многократно; гораздо труднее постичь мировоз­зренческие причины ее. И хотя из текстов амарнского периода яв­ствует, что единственным создате­лем «учения жизни» был сам царь. вряд ли бы последнему удалось осуществить свой смелый «экспе­римент», не будь создана благопри­ятная обстановка в ближайшем царском окружении, целиком обя­занном Эхнатону своим возвыше­нием и ради мирских благ готовом принять или отвергнуть Атона или Амона. Следует иметь в виду и то. что непосредственно перед восше-станем на престол Аменхотепа IV культ Солнца приобрел особое зна­чение в царской семье! Отец царя-реформатора в отличие от своих предшественников с особой после­довательностью называл себя «об­разом Ра», доведя до крайности культ своих собственных статуй (проявлений его божественной сущности). Он величался «Солн­цем—владыкой Маат» именем, весьма напоминающим свойствен­ное титулатуре Эхнатона имя Жи­вущий Маат.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Творчество И.Бергмана и новое шведское кино
Ингмар Бергман. (шведский режиссер, сценарист) Дата рождения: 14 июля 1918. Место рождения: Uppsala, Uppland, Швеция Выдающийся деятель скандинавского театра 20 века, наряду с М. Антониони, Л. Бунюэлем, А. Куросавой, Ф. Феллини, междуна ...

Рецензия на фильм «Безумный город»
Бывший блестящий журналист Макс Брэкетт отправляется в местный краеведческий музей, чтобы сделать о нем небольшой материал. Однако неожиданно там появляется бывший сотрудник этого музея Сэм Бейли и угрожая директрисе музея обрезом, пытает ...

Нумизматика
Основателем первого мюнцкабинета в России был Петр Великий , купивший в 1721 г. в Гамбурге нумизматическое собрание Модерса (см. Минцкабинеты) для кунсткамеры. Скоро после того было напечатано академиком Байером и первое нумизматическое ...