Самостоятельное правление и реформы

Другая культура » Образ Ивана Грозного в историческом сознании » Самостоятельное правление и реформы

Страница 1

Уже при Елене Глинской была сделана попытка изменить систему местного управления. Наряду с наместниками и волос­телями, получавшими кормления, начали вводить выборных из местных дворян - губных старост для борьбы с "разбоями", и "лихими людьми". В правление Шуйских, которые играли видную роль в окружении государя, при малолетнем Иване было роздано невиданно много поместий, что укрепляло централизацию. В пе­риод боярского правления появляется новое важное изменение в городской жизни: после наместников, волостелей, тиунов в них появляется власть иного происхождения - жители городские и сельские получают от правительства сами ловить, судить и казнить воров и разбойников, для чего должны ставить себе в головах детей боярских, присоединяя к ним старост, десятских и лучших людей.

Постоянное увеличение государственных потребностей в Московском государстве требовало увеличения финансовых средств. Московское правительство поступало очень просто по понятиям времени: оно налагало новую подать. Так появились "пищальные деньги" - с Новгородского посада, пригородов, рядков, погостов. Ближайшие к месту военных действий волости должны были выставлять на войну посошных людей, а отдаленные платили " посошные деньги". Кроме этого собирался так назы­ваемый "белый" корм для продовольствия войска. Платились "горностальные" деньги и "ямские".

Кроме дани, источником дохода служили оброки: в 1543 году вологодские писцы по слову великого князя отдали на об­рок кирилловскому игумену две великокняжеские пустоши чер­ные, чтобы получать в казну оброк с монастыря по десять ал­тын ежегодно. Отдавались на оброк пашни, сенокосы, леса, ре­ки, мельницы. И все же реформы проводились медленно: все си­лы правителей поглощала борьба за власть - было не до боль­ших государственных дел.

С конца 40-х годов Иван IV переходит к самостоятельному правлению. В 16 лет, через год после совершеннолетия Иван собрал бояр и сообщил, что хочет жениться, но перед женить­бой "поискать прежних своих прародителей чинов", чтобы при­нять новый титул. Предки Ивана IV не носили титул царя, но принятие царского титула могло поднять авторитет государя к чему стремился и митрополит Макарий, игравший важную роль в окружении Ивана IV и его родственники - Глинские.

Если титул Великий князь мог восприниматься как первый среди равных, царь - резкое выделение из ряда, принципиально новый титул. Сам термин "царь" - от латинского "цезарь", ко­торый из личного имени Кай Юлий Цезарь превратился в импера­торский титул.

Важную роль играл царский титул в международных отноше­ниях. Ведя переговоры с Казанским, Астраханским, Крымским ханствами русский государь выступал теперь с тем же титулом, что и его партнеры. В сношениях с Западной Европой слово "царь" переводили, как император или оставляли непереведен­ным, в то время,как "великий князь" - это "принц", герцог.

Коронация состоялась в январе 1547 года. А затем "госу­дарь царь и великий князь всея Руси" вступил в брак с боя­рышней Анастасией из старого московского рода Захарьиных.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Архаические элементы в русско-украинской свадьбе Иссык-Кульской области Кыргызстана
Изучение темы, обозначенной в названии статьи, представляет повышенный интерес в силу ряда причин. Во-первых, территория озера Иссык-Куль – это особый историко-этнографический район. Во-вторых, на данной территории не проводилось системат ...

Духовная культура
Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,– не имеет права считаться культурным человеком. До христианства и других монотеистических религий все народы были ...

Творчество Д.Лукаса
Окончил кинофакультет университета Южной Калифорнии. За короткометражный фильм «TНX-1138» получил главный приз Национального фестиваля студенческого кино (1967). Был ассистентом Ф. Ф. Копполы на ленте «Люди дождя» и снял две документальны ...