Результаты опричнины были трагичны для страны. Не считая непосредственных последствий, которые ощутили на себе миллионы русских людей.
70 - 80-е годы XVI века - время тяжелого экономического кризиса. Деревни и села центра страны и значительной части северо-запада, Новгородской земли, запустели. Крестьяне разбежались: кто на новые земли Поволжья, кто в Приуралье, кто на юго-запад - к Туле, Курску, Орлу. Дело в том, что в годы опричнины резко возрос налоговый гнет. Нельзя впрочем забывать и о том, что в 1570-1571 годах в России свирепствовала эпидемия чумы, унесшая множество человеческих жизней.
Это опустошение сыграло значительную, если не решающую роль в утверждении крепостного права в России. Когда в 1581 году царь Иван временно запретил крестьянам переходить от одного владельца к другому даже в Юрьев день (26 ноября), он должно быть, думал не о введении крепостного права, а о поисках выхода из сложившегося благодаря его же действиям кризисного положения.
После отмены опричнины царь Иван IV прожил еще почти 12 лет. Таких массовых казней каким был отмечен страшный 1570 год, сначала в Новгороде, а потом в и Москве, уже не было. Но кротким государем Иван не стал. Людей кончивших жизнь на плахе, в те годы, хватило бы для того что бы любой другой монарх прослыл бы жестоким тираном.Как и раньше в казнях присутствовала садистская изощренность.
К 1575 году относится один из самых загадочных эпизодов времени Ивана Грозного. Осенью этого года в Успенском соборе Кремля был торжественно коронован великим князем всея Руси крещеный татарский хан Симеон Бекбулатович (до крещения его звали Саин-Булат). А Иван Грозный стал именоваться Иваном Васильевичем Московским. Иван стал жить как простой боярин. Сохранилась одна челобитная написанная Иваном Симеону Бекбулатовичу, она написана как и положено писать подданному, в унизительной форме.
О причинах этой странной комедии, в недоумении гадали современники, спорят и историки. Высказывалось предположение что царь ставил перед собой внешнеполитическую задачу. В то время в Речи Посполитой был период "безкоролевья", предстояли новые выборы. Среди кандидатур были и Иван Грозный, и царевич Иван. Была и другая гипотеза: царь Иван взвалил на Симеона непопулярные финансовые мероприятия. Так же летописец передает слух о том, что Иван испугался предсказания волхвов напророчивших на этот год "московскому царю смерть".
Так или иначе сегодня наука не располагает достаточным материалом чтобы ответить на этот вопрос. Но уже осенью 1576 года все вернулось на прежние места, а Симеон Бекбулатотович остался великим князем, но только Тверским.
Итоги царствования были печальны - и для страны, и лично для монарха. Чувство одиночества, осложненное манией приследования, омрачало жизнь того кто омрачал жизнь всей страны. В 70-х годах царь даже ведет тайные переговоры с Англией о политическом убежище.
К тому же организм царя был не по годам изношен. Повлияло на это состояние многое. Маниакльная подозрительность, постоянный страх за свою жизнь,уверенность в кознях подчиненных . Все это ухудшало здоровье Ивана IV. К тому же царь Иван был развратником. Образ жизни Ивана был исключительно нездоров: постоянные ночные оргии, сопровождаемые пьянством породили разнообразные хвори. Говорят что в последний год жизни царь Иван выглядел дряхлым стариком, он уже не мог ходить: его носили. А ему было всего 53 года.
Впрочем, это не помешало ему завести переговоры с королевой Англии Елизаветой о браке с ее племянницей.
Личная жизнь царя складывалась неудачно не только из-за множества браков (всего их было семь). Не считая умерших детей у Ивана было три сына Иван, Федор и Дмитрий. Царевич Иван был во многом похож на своего отца и был достойным наследником. Но 9 ноября 1581 года царь жестоко избил сына, а через десять дней царевич умер.
Похожие статьи:
Фрэнсис Бэкон и английская литературная критика XVII века
Начальный период развития английской литературной критики в XVI - начале XVII вв. отмечен господством нормативно-предписательной критики, характерной для дедуктивно-силлогического метода. Сочинения Уилсона, Эшема, Гасконя, Уэбба, Патнема, ...
Исследование феномена любви в русской публицистике XIX -ХХ вв
. Существует традиционное представление о том, что русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы. У нас нет ничего подобного любви трубадуров, любви Тристана и Изольды, Данте и беатриче, Ромео ...
Цвет - язык народа
Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный и синий. Красный цвет в народе был самым любимым. Слова «красно солнышко», «весна-красна», «красна девица» и другие в ...
Разделы