После восстания 1863-1864 г.г. возрос интерес прогрессивной интеллигенции к истории, быту и культуре населения Беларуси.
По-прежнему значительный вклад в изучение края вносили ведущие научные центры России – Академия наук, Московский и Петербургский университеты, в которых работали известные знатоки культуры и быта белорусов – А.А. Шахматов, А.И.Соболевский, М.А.Янчук.
В 60-70 г.г. 19 в. изучение Беларуси постепенно стало делом местной интеллигенции, начали формироваться регионные этнографические центры. Одним из таких центров – Юго-Западное отделение Русского географического общества – находился в Вилне. Оно имело в своем составе более трехсот членов. Они осуществляли экспедиционную работу по изучению Беларуси и собирали фольклорно-этнографические и археологические материалы. За время существования отделения вышли из печати 4 книги “Записок”, в которых опубликовано 12 работ, посвященных быту, культуре и устно-народному творчеству белорусов.
В 1902 г. по инициативе Е.Р.Романова в Могилеве было образовано общество по изучению белорусского края (в 1913 г. переименовано в общество по изучению Могилевского уезда) и Историко-этнографический музей. В 1908 г. в Минске был организован церковный историко-археологический комитет, который выдавал работы под названием “Минская старина”. В 1909 г была образована Витебская комиссия, деятельность которой была направлена на изучение и публикацию древних актов и документов по истории Витебского края. Члены комиссии опубликовали ряд книг. В связи со столетием войны 1812 года комиссия организовала сбор средств на памятник воинам, которые погибли на витебской земле. Памятник был поставлен в Витебске на берегу Западной Двины.
Основаное в Минске в 1919г. Общество любителей природоведения , этнографии и археологии изучала Минскую обл., проводила исследования рек на Полесье.
Одним из первых крупных исследователей Беларуси был учитель И.И.Носович. В 1852-1869 г.г. он напечатал несколько сборников белорусских поговорок и загадок, а в 1873 – собранные им “Белорусские песни”. Основная работа И.И.Носовича, которой он отдал 16 лет, - “Словарь белорусского наречия”, выпущенная в 1740 г. в Санкт-Петербурге.
Прекрасным исследователем бел. этнографии и фольклора является учитель народных школ Витебска М.Я.Никифорский. Первая его работа была “Очерки Витебской Беларуси”, которые давали характеристику общественного быта белорусов. М.Я.Никифорский является автором самой большой работы по материальной культуре белорусов 19 в. – “Очерки просто народного жития-бытия в Витебской Беларуси и описание предметов обихода” (этнографические вести). Он собирал и записывал фольклорные произведения, исследовал обряды, привычки и веру.
Плодотворной была деятельность этнографа, фольклориста и археолога Е.Р.Романова, учителя и инспектора народных училищ. Он опубликовал около 200 научных работ. Под его руководством было осуществлено несколько этнографических экспедиций по Беларуси, во время которых собирались материалы для “Белорусского сборника” - отдельной экспедиции материальной культуры белорусов дореволюционного времени.
Значительный вклад в изучение бел. этнографии и фольклора внесли учителя русского языка Новогрудского дворянского училища М.А.Дмитриева, педагога Ю.Ф.Крачковского, сотрудника Витебского статистического комитета А.М.Семянтевского, П.Ф.Шейна, М.Федоровского, А.Я.Богдановича и др.
В начале 20 в. новым вопросом в бел. этнографии стало изучение материальной культуры и производительной деятельности населения. Делались первые попытки научного анализа собранных материалов. Выводы своей многолетней работы в области бел.лингвистики, этнографии и фольклористики были опубликованы в 1905-1922 г.г. в трехтомнике (7 книг) “Белорус”, к которому и сегодня обращаются научные и политические деятели.
Похожие статьи:
Храмы
Не вместе с происхождением истуканов произошли и храмы; давно уже определены были на то открытые поля и рощи. Обыкновение боготворить идолов в густоте лесов было так употребительно у славян, что даже когда боги их получили храмы, то они п ...
Мемориал “Могила
Неизвестного солдата”
В декабре 1966г., когда отмечалось 25-летие разгрома фашистских войск под Москвой, у древнейКремлевской стены, в Александровском саду, были погребены останки Неизвестного солдата, павшего смертью храбрых при защите советской столицы. До т ...
Флорентийский неоплатонизм
Итальянское Возрождение представляет собой не одно обще-итальянское движение, а ряд либо одновременных, либо чередующихся движений в разных центрах Италии. Раздробленность Италии служила здесь не последней причиной. Наиболее полно черты В ...
Разделы