Культурологическая концепция Рихарда Вагнера

Другая культура » Культурологическая концепция Рихарда Вагнера

Страница 2

Одним из композиторов, открывших Вагнеру его призвания был Бет­ховен. Бетховен умер весной 1827 года в Вене, а в начале следующего года в Лейпциге Вагнер впервые услышал бетховенские симфонии в кон-

цертах Гевандхауза. Впечатление было потрясающим. Вагнер передавал

собственные переживания: " .однажды я услышал исполнение бетховенс­кой симфонии, впал после этого в лихорадочное состояние, заболел, а когда выздоровел, то сделался музыкантом". Так Вагнер нашел свой путь, и по этому пути он твердо шел всю свою жизнь, с непостижимым упорством преодолевая любые препятствия.

Он самостоятельно, без помощи учителей изучил теорию компози­ции. Он тайком начал брать уроки композиции, еще не зная, кто запла­тит учителю, но они не удовлетворяли Вагнера. Он также лихорадочно учился по произведениям Бетховена, переписывая по ночам его партиту­ры и усердно изучая их.

Первая увертюра Вагнера была исполнена в 1830 году Генрихом Дорном, молодым дирижером и композитором, будущим учителем Шумана, руководителем придворного театра в Лейпциге. Он сделал это из уваже­ния к Вагнеру, который уже в 17 лет знал музыку Бетховена как никто другой. Благодаря близости к Дорну, Вагнер становится завсегдатаем Лейпцигского театра. В 1827 году здесь стала играть его сестра Луи­за, и мать с тремя младшими детьми вновь вернулась в Лейпциг. Вскоре Луиза вышла замуж за книгоиздателя Брокгауза и навсегда покинула сцену, а ее место в театре заняла Розалия.

Теперь, когда выбор был окончательно сделан, другие занятия ма­ло интересовали Вагнера. В школу он почти не ходил, занимался плохо, на уроках тайком читал "Фауста" Гете и размышлял, какой это прекрас­ный материал для оперы. Историю он изучал не на уроках, а в книгоиз­дательстве Брокгауза, корректируя многотомный исторический труд, чтобы заработать немного денег.

Не надеясь благополучно закончить школу, Вагнер перешел в дру­гую, но, не доучившись и в ней, поступил в 1831 году вольнослушателем в Лейпцигский университет в качестве "студента музыки". На этот раз Вагнеру повезло. Его педагог Теодор Вейнлиг, кантор при церкви святого Фомы, где когдато работал Бах, понял, что требовалось моло­дому композитору. Учитель анализировал произведения классиков, и по этим образцам Вагнер писал свои работы, ошибки которых Вейлинг тща­тельно разбирал и объяснял. Занятия продолжались полгода. Затем Вей­линг заявил Вагнеру, что больше ничему не может его научить. Вагнер всегда с уважением относился к своему единственному учителю и посвя­тил ему свое опубликованное произведение-Сонату для фортепиано.

Композиторское дарование Вагнера вдруг, к восемнадцати-девят­надцати годам, прорвалась очень бурно: он создавал одно за другим фортепианные и оркестровые произведения, симфонию, музыку к "Фаусту" Гете. Принялся даже за оперу "Свадьба" на собственное либретто в ду­хе фантастических новелл Гофмана. Однако сестра Розалия, именем ко­торой Вагнер дорожил, не одобрила этого замысла, и он сжег рукопись; до нас дошел только небольшой ее фрагмент. Некоторые из вагнеровских сочинений были вскоре исполнены, и в Лейпцигских газетах появились о них похвальные отзывы.

Годы учения окончились. Началась практическая школа жизни Ри­харда Вагнера.

Вагнер принадлежит к числу великих художников, обогативших сво­им творчеством мировую культуру. Гений его был универсален: Вагнер прославился не только в качестве автора выдающихся музыкальных про­изведений, но и как замечательный дирижер, явившийся наряду с Берли­озом основоположником современного искусства дирижирования; он был талантливым поэтом-драмматургом - создателем либретто своих опер - и одаренным публицистом, теоретиком музыкального театра. Такая разнос­торонняя деятельность в сочетании с кипучей энергией, титанической волей в утверждении своих художественных принципов привлекла к лич­ности и музыки Вагнера всеобщее внимание; его идейно-творческие дос­тижения вызывали горячие споры и при жизни композитора и после его смерти. Они не утихли и по сей день.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

"Девочка с яблоком" Тропинина
Среди русских живописцев первой половины XIX века Василий Александрович Тропинин (1776-1857) особенно дорог соотечественникам за то узнаваемое сердцем чувство национального, что пронизывает все его работы: превосходные в художественном от ...

Архитектура итальянского Возрождения
Зодчество итальянского Возрождения достигает вершины своего развития в Риме в начале 16 столетия. В столице папского государства завершаются важнейшие идейно-художественные искания итальянской архитектуры, развивавшейся до того в нескольк ...

Предсимволизм, символизм и постсимволизм
Русский символизм отличался от западноевропейского выраженностью в нем религиозной установки, обращенной на личность Художника. Лишь у отдельных старших символистов (Брюсов, Анненский) отчетливо обнаруживается прямое воздействие поэтики з ...