Небольшой уютный особняк по ул. Галерной, принадлежавший на рубеже веков барону С. фон Дервизу, имеет богатую музыкально - театральную историю.
В конце XIX века здесь шли спектакли “Дома интермедий”, которые ставил работавший в то время под псевдонимом “Доктор Даперутто” Всеволод Мейерхольд. В них принимали участие поэт и музыкант М. Кузмин, художники Н.Сапунов и С. Судейкин, артисты Н. Петров, Б. Казарова-Волкова. В качестве зрителей присутствовали К. Станиславский, Вл. Немирович- Данченко, Е. Вахтангов, А. Чехов и многие другие деятели искусства. С 1915 года дом стал называться “Концертно-театральным залом”. Здесь устраивались концерты, в которых выступали Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Дункан. Концерты и спектакли проходили в большом Белом зале со специально оборудованной небольшой сценой. Здесь чудом (после устраиваемых в советское время клубных мероприятий) сохранился интерьер: барочная лепнина стен со скульптурами, символизирующими разные виды искусства, парящий Гений с лирой в руках над богато убранным порталом сцены, герб фон Дервизов на стеклах парадных дверей.
Сохранились и другие интерьеры особняка: роскошная Мавританская гостиная, которая сплошь покрыта позолоченным орнаментом,украшенная живописным панно Кленовая гостиная, сделанный в виде грота Зимний сад.
Сейчас, на рубеже уже следующих столетий этот особняк вновь становится “театральным домом”.
Здесь будет звучать оперная и симфоническая музыка, увидят свет новые постановки театра “Санктъ-Петербург Опера”, который со дня основания возглавляет режиссер Юрий Александров.
Первым владельцем был знаменитый государственный деятель первой половины XVIII в. , кабинет-министр при Анне Иоанновне, А.П. Волынский, казненный в 1740 г. за участие в заговоре против герцога Бирона. Затем домом владела его дочь, вышедшая замуж за графа И.И. Воронцова. Одно время дом принадлежал купцам Шнейдеру, Балабину, затем князю Репнину. В 1870 г. архитектор Миллер перестроил дом для Л.Н. Долгоруковой. В 1876 г. была еще одна перестройка дома для Вонлярлярского. В 1859 г. архитектор Н.П. Гребенка построил трех этажный жилой корпус со стороны Галерной ул. В 1880 г. дом купил барон С.П. фон Дервиз.
Сергей Павлович фон Дервиз /1863-1918/ - потомок старинного рода Визе, происходившего из Германии. В середине XVIII в. Иоанн-Адольф Визе, служивший в Швеции, перешел на русскую службу в качестве юстиц- советника и был возведен в дворянское достоинство Священной Римской империей, с прибавкой “фон дер”. Сын Сергей имел чин действительного тайного советника и звание камергера высочайшего двора. Ему принадлежали рудники и поместья в Киевской, Рязанской и Ориенбургской губерниях.Он, как и его мать, получил известность благодаря своей благотворительной деятельности.
Архитекторы П.П. Шрейбер и Н.В. Набоков перестроили дома со стороны Английской набережной и Галерной ул., объединив их общим фасадом.
Фасад с Галерной ул. несет в себе некоторые черты ренессансного стиля, отдаленно напоминая флорентийские палаццо.
Основное внимание было уделено интерьерам дома, которые по моде того времени были выполнены в разных стилях. В 1902 г. дом со стороны набережной был надстроен на 2 этажа, утратив при этом вид особняка. В 1909 г. С.П. фон Дервиз продал дом, разделив его на три части. Правую купила жена генерал-лейтенанта А.А. Игнатьева, левую /включая особняк на Галерной/ - шталмейстер двора Н.Н. Шебеко, причем особняк подвергся реконструкции по проекту архитектора А.П. Максимова и в таком виде дошел до наших дней.
Малый драматический театр
Малый драматический театр был создан в 1944 году в Ленинграде, когда большинство театров находилось в эвакуации. Созданный решением Облисполкома, театр не имел ни определённой творческой программы, ни собственного дома. Небольшая труппа показывала свои спектакли только в городках и сёлах Ленинградской области. Время от времени создавались интересные спектакли, но всё же театр был мало известен в городе.
В 1973 году на должность главного режиссёра был приглашён ученик Г.Товстоногова - Ефим Падве. Он привлёк к сотрудничеству известных драматургов и молодых режиссёров, одним из них был Лев Додин. Постепенно театр стал приобретать известность в городе и популярность у зрителей.
Первой работой Льва Додина в Малом драматическом театре стал в 1975 году спектакль "Разбойник" по пьесе К.Чапека. Он сразу привлёк внимание публики и критики оригинальностью решения и сценического языка. За этой постановкой последовали другие: "Татуированная роза" Т.Уильямса (1977), "Живи и помни" В.Распутина (1979), "Назначение" А.Володина (1979).
Похожие статьи:
Искусство Греческой архаики
В период архаики (7 - 6 вв. до н.э.) греческое искусство далеко ушло от примитивных форм искусства гомеровского периода. Оно стало несравненно сложнее и, что самое главное, вступило на путь реалистического развития, с трудом преодолевая у ...
Древнее русское предание, ожившее в сказке Пушкина
Каждому русскому человеку с детства знакомы великолепные сказки Александра Сергеевича Пушкина, удивительные и чудесные по своему сюжету и литературному слогу. Все они прекрасны, но одной из самых любимых, пожалуй, можно назвать "Сказ ...
Культурная жизнь Перми 1990-х
Пермские 90-е по интенсивности культурной жизни можно сравнить разве что с культурным подъемом начала века: проходят первые свободные художественные выставки, появляются независимые галереи современного искусства, создаются новые эксперим ...
Разделы