«Тусовка» как социокультурный феномен

Другая культура » «Тусовка» как социокультурный феномен

Страница 5

Точно так же и тусовочное письмо непременно задается некими конкретными фактами или событиями — оно не исходит из каких-то общих дискурсивных предпосылок, а может быть только откликом и реакцией. Иными словами, письмо является частью персонализированного интерактивного обмена, не способного выйти за свои пределы. Поэтому за десять лет существования тусовка так и не родила «книги», а лишь собранные под одной обложкой газетно-журнальные статьи.

Дискурс тусовки есть производное от его укорененности в личном общении, во встречах. Письмо здесь является вторичным по отношению к устной речи. Тусовочные легенды и мифы доминируют над конкретными фактами, тусовочные репутации — над судьбами и работами. Поэтому тусовочное письмо, говоря о творчестве художника или позиции куратора, игнорирует их манифесты, теоретические и кураторские концепции и опубликованные интервью. Тусовка пренебрегает всем этим, а принадлежащие к ней художники не испытывают необходимости в систематическом досье или сводном полиграфически изданном каталоге.

И другие особенности дискурса тусовки порождены посткорпоративным характером этого сообщества. Так, описывающий какое-то художественное событие текст или высказывание стремится не столько встроить это событие в некую устоявшуюся систему представлений, дать ему определение, сколько подхватить его эйфорическую энергию. Акция в результате порождает не рефлексию, а новую текстовую акцию, еще более эйфоричную и конфликтную. Художественный объект, таким образом, порождает еще один, на этот раз текстовой объект. Даже в тех случаях, когда тусовочное письмо стремится к прозрачности и доступности, в нем все равно отсутствуют общепринятая терминология и методологические установки, а потому этот текст центрируется на личности пищущего и постоянных ссылках на него. Отсюда и предельно персонализированный характер этого тусовочного высказывания, вынужденного постоянно акцентировать авторское Эго в таких фигурах речи, как «я считаю .», «по моему мнению», «мои прогнозы .» и т.д. Нет ничего более далекого от тусовки, чем представление о Другом.

Поэтика тусовки есть прямое производное от конституирующей ее социальной по своей природе динамики встреч.

Впрочем, встреча укоренена в жизни любого сообщества, для каждого из них встреча санкционирована чем-то внеположеннным: поэтика богемы и официального искусства строится на идее шедевра (хотя и по-разному понимаемого), поэтика андеграунда — на идее антишедевра, но все эти три поэтики предполагают некий материальный носитель художественного опыта, то есть произведение. Ради этого и приходят на встречу— на встречу с произведением. Этот трансцендентальный фон и санкционирует музеи, институты современного искусства и художественный рынок.

А тусовка лишена такого институционального рыночного контекста, а следовательно, и произведения; сюда приходят ради самой встречи. Наиболее аутентичны тусовке художественные формы, которые осваивают саму стихию межличностного взаимодействия. Время тусовки — это не длящееся время музея, истории, метафизического безвременья, а только —здесь и сейчас. Произведение тусовки исчерпывается с завершением встречи.

У искусства, лишенного познавательной ценности или рыночной цены и замкнутого самими границами тусовки, может быть лишь одно предназначение — быть формой самоорганизации и самовоспроизведения тусовки. Говоря иначе, такое искусство рассчитано на потребление в замкнутом сообществе, оно не имеет своей целью консолидацию этого сообщества и не знает иных эстетических форм, кроме эстетизации самого этого взаимодействия.

Самоорганизация и самовоспроизведение тусовки возможно в трех основных формах, отсюда и три ее основные поэтики. Первая из них — это поэтика атрактивного взаимодействия, когда такая поэтика предполагает, что встреча совершается в рамках некой последовательности событий, совершающихся в неизменном месте. Это задает темпоральный ритм тусовки, определяет регулярность и повседневность ее воспроизводства (пример: деятельность так называемой «Галереи Трехпрудного переулка»1).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Нанни ди Банко
Первым из работавших в ней крупных мастеров нового стиля был Нанни ди Банко. Год рождения его еще не определен с достаточной точностью (возможно, 1376), умер он в 1421 г. Нанни первый решительно отошел от готики и обратился к наследию ант ...

Древнее царство
После объединения Египта в единое государство в кон­це IV — начале II тыс. до н. э. начинается расцвет египет­ского искусства. В эпоху Древнего Царства в Египте поя­вляется новый тип гробниц — ступенчатая пирамида. Первая такая пирамида ...

Внутренняя часть часослова
В часословах сложились определенный состав и последовательность текстов и сюжетов миниатюр. Вначале помещали календарь, снабжая его миниатюрами на отдельных листах, в медальонах или в инициалах. Затем следовали тексты, извлеченные из Еван ...