Точно так же и тусовочное письмо непременно задается некими конкретными фактами или событиями — оно не исходит из каких-то общих дискурсивных предпосылок, а может быть только откликом и реакцией. Иными словами, письмо является частью персонализированного интерактивного обмена, не способного выйти за свои пределы. Поэтому за десять лет существования тусовка так и не родила «книги», а лишь собранные под одной обложкой газетно-журнальные статьи.
Дискурс тусовки есть производное от его укорененности в личном общении, во встречах. Письмо здесь является вторичным по отношению к устной речи. Тусовочные легенды и мифы доминируют над конкретными фактами, тусовочные репутации — над судьбами и работами. Поэтому тусовочное письмо, говоря о творчестве художника или позиции куратора, игнорирует их манифесты, теоретические и кураторские концепции и опубликованные интервью. Тусовка пренебрегает всем этим, а принадлежащие к ней художники не испытывают необходимости в систематическом досье или сводном полиграфически изданном каталоге.
И другие особенности дискурса тусовки порождены посткорпоративным характером этого сообщества. Так, описывающий какое-то художественное событие текст или высказывание стремится не столько встроить это событие в некую устоявшуюся систему представлений, дать ему определение, сколько подхватить его эйфорическую энергию. Акция в результате порождает не рефлексию, а новую текстовую акцию, еще более эйфоричную и конфликтную. Художественный объект, таким образом, порождает еще один, на этот раз текстовой объект. Даже в тех случаях, когда тусовочное письмо стремится к прозрачности и доступности, в нем все равно отсутствуют общепринятая терминология и методологические установки, а потому этот текст центрируется на личности пищущего и постоянных ссылках на него. Отсюда и предельно персонализированный характер этого тусовочного высказывания, вынужденного постоянно акцентировать авторское Эго в таких фигурах речи, как «я считаю .», «по моему мнению», «мои прогнозы .» и т.д. Нет ничего более далекого от тусовки, чем представление о Другом.
Поэтика тусовки есть прямое производное от конституирующей ее социальной по своей природе динамики встреч.
Впрочем, встреча укоренена в жизни любого сообщества, для каждого из них встреча санкционирована чем-то внеположеннным: поэтика богемы и официального искусства строится на идее шедевра (хотя и по-разному понимаемого), поэтика андеграунда — на идее антишедевра, но все эти три поэтики предполагают некий материальный носитель художественного опыта, то есть произведение. Ради этого и приходят на встречу— на встречу с произведением. Этот трансцендентальный фон и санкционирует музеи, институты современного искусства и художественный рынок.
А тусовка лишена такого институционального рыночного контекста, а следовательно, и произведения; сюда приходят ради самой встречи. Наиболее аутентичны тусовке художественные формы, которые осваивают саму стихию межличностного взаимодействия. Время тусовки — это не длящееся время музея, истории, метафизического безвременья, а только —здесь и сейчас. Произведение тусовки исчерпывается с завершением встречи.
У искусства, лишенного познавательной ценности или рыночной цены и замкнутого самими границами тусовки, может быть лишь одно предназначение — быть формой самоорганизации и самовоспроизведения тусовки. Говоря иначе, такое искусство рассчитано на потребление в замкнутом сообществе, оно не имеет своей целью консолидацию этого сообщества и не знает иных эстетических форм, кроме эстетизации самого этого взаимодействия.
Самоорганизация и самовоспроизведение тусовки возможно в трех основных формах, отсюда и три ее основные поэтики. Первая из них — это поэтика атрактивного взаимодействия, когда такая поэтика предполагает, что встреча совершается в рамках некой последовательности событий, совершающихся в неизменном месте. Это задает темпоральный ритм тусовки, определяет регулярность и повседневность ее воспроизводства (пример: деятельность так называемой «Галереи Трехпрудного переулка»1).
Похожие статьи:
Восточнославянская мифологическая
система
Ранние сведения о восточнославянской мифологии восходят к летописным источникам. Согласно "Повести временных лет", князь Владимир Святославович совершил попытку создать в 980 году общегосударственный пантеон в Киеве, на холме вн ...
О фольклоре русского народа
«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли на ...
Княжеская культура. Скоморошество
Широкое распространение в Киевской Руси получила светская музыка. В обычаях княжеского двора и дружинного быта было сопровождать музыкой официальные церемонии, музыка звучала на княжеских пирах.
Широкое распространение в княжеском быту К ...
Разделы