По приглашению Г. Г. Гагарина Брюллов отправился в Константинополь на бриге "Фемистокл", командиром которого был прославленный впоследствии адмирал В. А. Корнилов. Акварельный портрет В. А. Корнилова и пейзажи Греции принадлежат к лучшему, что создано Брюлловым в графике.
25 декабря 1835 года художник возвращается в Москву, а в мае 1836 года приезжает в Петербург. Пушкин, с которым Брюллов подружился в Москве, пишет жене: "Брюллов сейчас у меня. Едет в Петербург, скрепя сердце, боится климата и неволи".
Жизнь в Петербурге не была легкой и независимой. Профессорство в Академии художеств (Брюллов преподавал в звании младшего профессора) невольно стало чиновной службой с бесконечной опекой царского Двора, заказами на церковные образа и царские портреты, с трудной работой над историческим полотном "Осада Пскова", превратившейся, по словам художника, в "Досаду от Пскова".
Вместе с тем дружба его с Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Глинкой, знакомство с Гоголем, Белинским, Лермонтовым, Баратынским, Даргомыжским способствовали новым творческим успехам художника.
Созданная Брюлловым в Петербурге портретная галерея современников (он написал около восьмидесяти портретов) - самое ценное в его наследии. Парадные портреты, которые принесли художнику успех еще в 20-30-е годы, занимают значительное место и в петербургский период творчества. Среди них портреты В. А. Перовского (1836, ГРМ), Е. П. Салтыковой (1841, ГРМ), сестер О. А. и А. А. Шишмаревых (1839, ГРМ); особенно выделяется портрет-картина "Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини" (не позднее? 1842, ГРМ). Это произведение Брюллова имеет своеобразный аллегорический смысл. В глубине картины изображен император в костюме султана, а царедворец с жезлом бога торговли Меркурия указывает на олицетворяющую невинность девушку в белом покрывале. Маскарад ассоциировался у Брюллова с представлением о фальши и пустоте высшего света. В портрете ему противопоставлены образы гордой и независимой Ю. П. Самойловой, задумчивой, нежной Амацилии Паччини.
Особенных успехов добился художник в реалистическом, психологическом портрете.
Портрет Н. В. Кукольника (1836, ГТГ), поэта В. А. Жуковского (1838, ГТГ), баснописца И. А. Крылова (1841, ГТГ), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840, ГТГ), ученого-археолога М. А. Ланчи (1852, ГТГ), "Автопортрет" (1848, ГТГ) - все это жемчужины русского портретного искусства. О них писал В. Г. Белинский: "Уметь верно списать портрет - есть уже своего рода талант, но этим не оканчивается все . Пусть с него .снимет портрет Брюллов и Вам покажется, что зеркало не так верно повторяет образ Вашего знакомого, как этот портрет, потому что это будет нетолько портрет, но и художественное произведение, в котором схвачено не одно внешнее сходство, но и вся душа оригинала".
Написанный во время болезни "Автопортрет" - своеобразная автобиография художника.
Весной 1849 года Брюллов уехал лечиться за границу. Скончался художник 23 июня 1852 года в местечке Марчиано близ Рима.
Похожие статьи:
Вопросы сохранности скульптуры западного фасада
В начале века Э. Маль, скульптуру западного фасада оценивал так: "Уродство голов, реставрированных с наиболее претенциозной неуклюжестью и дерзость грубой подделки, изображающей из себя оригинал, обескураживает. В Сен – Дени, скульпт ...
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
Дата создания: 1422 г.
Материал, техника: белый камень
Собор сооружен в 1422 г. над гробом Сергия Радонежского на месте деревянного собора 1412 г., посвященного Троице (строительство осуществлялось на средства Московского вел. кн. Вас ...
Эглиз де Сен-Сюльпис. Церковь Святого Сюльпиция
На участке между Люксембургским садом и бульваром Сен-Жермен в Париже высится асимметричное здание церкви Сен-Сюльпис. Строительство ее в дошедшем до нас виде было начато в середине 17 века и продолжалось в течение почти 134 лет. Основная ...
Разделы