В основу первого проекта устава был положен первоначальный вариант его, написанный Г.Г. Мясоедовым. Претерпевший в процессе редактирования некоторые изменения он имел следующие разделы.
Раздел I. Цель устава: "Основание Товарищества подвижной художественной выставки имеет целью: доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского искусства. Этим путем Товарищество старается расширить круг любителей искусства, откроет новые пути для сбыта художественных произведений".
Из данного раздела становится ясна форма выставочной деятельности и материальный фактор заинтересованности художника.
Второй раздел оглашает права новой организации: "Товарищество имеет право устраивать выставки художественных произведений во всех городах Российской империи". В дальнейшем мы узнаем. что выставки производились не только в Росси, но и за ее пределами.
Третий раздел говорит о составе и членстве в данной организации: "Членами Товарищества могут быть художники, не оставившие занятий, все члены Товарищества должны быть действительными членами". Эта формулировка определяет творческий характер данного художественного союза, поскольку продолжение гласит: "… Картины, долженствующие составить выставку, должны быть написаны для нее (т.е. неизвестные публике)…".
Следующий раздел "О вступлении". В данную организацию могли вступить как достаточно известные художники, так и "… неизвестные Товариществу представляют свои работы на годичное общее собрание и по принятии их картин на выставку записываются членами Товарищества".
Это собрание было своеобразным экзаменом, который помог выявить действительно талантливых художников и исключить возможные случайности.
Об обязанностях членов Товарищества мы узнаем из следующего пункта, здесь же оговариваются обязанности экспонентов, по организационным и творческим моментам деятельности.
Из пятого раздела видно: когда, как, где собиралось общее собрание и какие полномочия оно несло "… рассматривает действия управления . делает проверку приходно-расходных книг, избирает новых членов правления, принимает в члены правления товарищества…, назначает срок будущей выставки и производит раздел сумм, подлежащих разделу".
Анализируя данный пункт можно прийти к выводу, что деятельность Товарищества и его организация, были достаточно демократичны.
Помимо общего собрания Товарищество имело и управление (в дальнейшем это будет называться правлением). Правление избиралось общим собранием, делилось на два отделения "…для заведования делами выставки в обеих столицах… местопребыванием управления считалась та столица, где окажется более наличных членов управления…"
При правлении находилась касса Товарищества. Правление было обязано назначать маршрут выставки, находить помещения для выставок, избирать лицо сопровождающее данную выставку картин, приобретение вещей необходимых для выставки, назначение и выдача ссуд и прочие обязанности, которые в полной мере будут рассматриваться в уставе Товарищества.
Раздел "назначение ссуд" подробно декларирует устройство передвижных выставок.
Денежный фонд Товарищества, его формирование и распределение заработанных средств рассматривает раздел "доходы". Кассу этой организации составляло 5% отчисления от продаж картин и плата за посещение выставок. Так же здесь оговаривается отношения со своими менее удачливыми коллегами, т.е. оказание взаимопомощи.
Далее идет наиболее важный во всем данном документе параграф "О передвижении": "Выставка открывается в одной из столиц, если результаты будут удовлетворительны в финансовом отношении и собранные деньги будут в количестве, могущем гарантировать расходы на передвижение, то из столиц выставка Товарищества направляется в города внутрь России, которые будут избраны управлением". Кроме этого здесь же оговариваются условия страхования картин, издания альбомов и прочей вспомогательной литературы.
Два последних пункта "о книгах" и "о изменении устава".
Остановимся подробнее на последнем. Этот раздел скорее похож на письмо. Оно написано в форме обращения к будущим участникам этой организации "тех, кто пожелал бы присоединиться к нашей идее…" Здесь же идет планирование первой выставки сначала в Петербурге, затем в Москве, "…а из Москвы в провинции…"
Похожие статьи:
Славяне. Происхождение, отличительные особенности мироощущения
Древнейший пласт доставшегося нам культурного наследия — дохристианская культура восточных славян. Вопрос о происхождении славян до сих пор окончательно не решен. Над ним работают ученые разных специальностей: историки, археологи, лингвис ...
Переплетение культур в Передней Азии
На протяжении многих веков, прошедших после крушения империи фарао-
нов, каменные громады пирамид и развалины грандиозных храмов поражали
воображение новых хозяев Нила, напоминая о том, что там некогда расц-
ветала великая культура.
...
Фотовек
Было время, когда кино еще не было, но уже была фотография. Фотографы первыми научились извлекать из реальности фрагменты нематериальной видимости и превращать их в магические изображения-объекты. Жизнь, сиюминутная и неуловимая, с изобре ...
Разделы