"Засим войска построились у фронта для слушания панихиды, которую совершал владыка Димитрий". Панихиду предваряло слово, сказанное настоятелем ялтинского Александро-Невского собора протоиереем Николаем Владимирским:
"Отсюда, с этих дивных берегов Черного моря, от этих диких скалистых громад, от этих сонных и тихих татарских селений, от этого чуть журчащего фонтана, от этой долины, где самим архипастырем Тавриды в этом дивном храме природы совершается богослужение, - перенесемся мыслию на далекий Север, в столицу великого русского государства, войдем мысленно в славный Казанский собор, станем в нем пред скромною гробницей фельдмаршала русской армии Михаила Илларионович Кутузова, и мы услышим там ту же молитву, мы увидим и там многочисленные ряды воинов, пришедших почтить память того, кого Промысел Божий избрал быть спасителем России, кого в годину бедствий воззвал народный глас: "Иди, спасай! . Он встал и спас!" И между этим безвестным местом на громадном пространстве нашей Родины и святыней русской столицы - Казанским собором с гробницею Кутузова - мы видим тесную и великую связь. Не здесь ли впервые Божественное Провидение отметило Своим перстом Кутузова? Не здесь ли сразила его смертельная рана? Но Промысел Божий судил иное: обреченный смерти, Кутузов остался жив, чтобы выполнить то великое предназначение, которое готовилось ему в еще далеком тогда будущем.
Слышишь ли, великий старец, наши молитвы и обеты? Видишь ли ты своих внуков - эти ряды доблестных воинов, собравшихся на месте, где пролилась твоя кровь? Посмотри: недаром трудился ты и сподвижники твои! За труд твоей жизни да упокоит тебя Господь в Своем Небесном Царстве, а в наших сердцах да будет тебе славная, благодарная и вечная память. Аминь".
Началась панихида. К хору церковных певчих присоединились "свежие звонкие голоса юнкеров Одесского училища". Горячо и прочувствовано говорил о Кутузове владыка Димитрий. Во время пения "вечной памяти" все присутствующие опустились на колени. При последних ее звуках войсками и стоявшим на рейде Алушты "Прутом" был произведен салют. Воинские части прошли церемониальным маршем, по окончании которого "у фонтана сгрудились муллы и масса татарского населения для совершения молитвы по князе Кутузове по обрядам своей веры". После этого мулла Богатырской волости обратился к Главноначальствующему "с прочувствованной речью от лица всего татарского населения Крыма с выражением верности и преданности этого населения Государю Императору и России, ставшей для них родным отечеством", на что Думбадзе через переводчика отвечал:
"Я несу служебные обязанности на южном берегу Крыма вот уже около восьми лет и за это время успел достаточно ознакомиться с татарским населением, которое, к чести его будет сказано, отличается любовью и преданностью нашему Самодержавному Царю и России. Не упуская случая, всегда и всем о вашей верности докладываю. Теперь ваше сегодняшнее участие в нашем общем торжестве меня еще более радует, и потому от всего сердца благодарю вас за себя, за гарнизон и присутствующих русских людей. Все мы для вашего покоя, преуспеяния и мирной жизни будем трудиться и во всем братски вам помогать".
Но вот завершилась официальная часть, и гостеприимные алуштинцы пригласили собравшихся к столам со скромным угощением. "Отрадно было наблюдать картину тесного единения войск и народа без различия веры и национальностей. Здравицы следовали одна за другой, радость и веселье царили вокруг. Фотографические и кинематографические аппараты работали вовсю. Появление начальника гарнизона в кругу обедающих нижних чинов и еда его с ними из одной миски вызвали долгое несмолкаемое "ура!" .
Так было. Возможно ли сегодня - или в будущем - что-нибудь подобное? Вопрос по нынешним временам, увы, чисто риторический .
Похожие статьи:
Проторенессанс
В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т. е. подгот ...
Искусство средних веков
Тысячелетний период мировой истории с V по XV века принято называть "средними веками". Временные рамки, ограничивающие эту эпоху условны. Некоторые ученые, историки и философы, искусствоведы и филологи, считают, что часовой ме ...
Рококо
Рококо (от франц. rocaille — раковина, изделие из ракушек) — стиль искусства и литературы, развившийся в XVIII в. в Европе на почве декаданса феодально-дворянской культуры. Своего наиболее полного выражения он достиг во Франции, где после ...
Разделы