Замена вертикальных связей горизонтальными - это прежде всего "стирание границ" между "массовостью" и "элитарностью" в искусстве, или "двойное кодирование", что способствует "единению публики и художника и расширяет возможности литературы" и искусства. Эту особенность постмодернистского искусства отметил еще в 1969г. Лесли Фидлер в статье "Пересекайте границы, засыпайте рвы" (опубликована в журнале "Плейбой", декабрь 1969 г.).
Синтез массового и элитарного - это упрощенное понимание данной особенности. В произведении же мы сталкиваемся с моделированием сложных и очень разнообразных отношений. Примером такого моделирования, уже ставшим классическим, может служить многоуровневая организация романа Умберто Эко "Имя Розы" (1981). В романе напряженная приключенческая история соседствует со сложными теологическими дискуссиями.
Отказ от идеи линейности предполагает цикличность произведений. Тенденции возникали в литературе и раньше. Так, например, в романе Алена Роб-Грийе (род.1922) "В лабиринте" (1959) происходит постоянное возвращение к исходной точке повествования. Текст романа представляет собой бесконечную трансформацию и взаимопересечение основных образов. Сюжет словно рождается из описания предметов в одной из комнат неизвестного дома, затем эти предметы утрачивают свою реальность и оказываются нарисованными на картине. Повествование сосредоточено вокруг этих предметов, возвращаясь к ним время от времени. Герой - повествователь словно блуждает в лабиринте, оказываясь всегда в одном и том же месте.
В 1990-е годы происходит дальнейшее усложнение моделей. Характерным примером организации художественного пространства могут служить произведения Милорада Павича "Хазарский словарь", "Ящик для письменных принадлежностей" и др. Сегодня книги М. Павича называют гипертекстовыми. Это верно, так как за основу своего творчества он берет именно эти связи, через которые осуществляется стирание границ между пространством и временем. Все его работы объединяет "Хазарский словарь", который в разных проявлениях и формах присутствует во всех работах автора. Роман служит средством для знакомства и общения главных героев в "Ящике для письменных принадлежностей", также выступает как исторический труд человечества в некоторых рассказах из сборника "Стеклянная улитка". И это далеко не самое полное описание того, каким образом 1 гиперссылка (в данном случае "Хазарский словарь") может присутствовать в других романах и произведениях.
Принцип построения новых моделей в искусстве взял за основу своего творчества Илья Кабаков (род. 1933), один из ведущих представителей русского концептуального искусства (70-90-е годы ХХ века). Инсталляции И. Кабакова представляют собой синтез разных по языку "воззваний" к зрителю - интеллектуальных, словесных, цвето-пластических и звуковых. Это интерактивные моменты в постмодернистском искусстве. Произведение выглядит как тождество жизни и искусства, демонстрация их взаиморастворения. Так выглядит, в частности, "Коммунальная кухня" (1992-1995) Ильи Кабакова. На лицо временной промежуток между возникновением этих тенденций на Западе и в России. В западном обществе они проявились уже по конце 50 - начале 60-х гг., в России это стало возможно лишь с уходом от официальной идеологии в началу 90-х гг.
Отказ от идеи метадискурсивности отражает разочарование человека в идеалах, провозглашенных в эпоху Просвещения. По мнению Жан-Франсуа Лиотара (род. 1924), постмодернизм начинается там, где пропадает доверие к тотальным способам высказывания, и тогда, когда человечество осознает невозможность универсального языка. Языков великое множество, нормальная ситуация - взаимодействие, взаимопроникновение, спор, но никак не господство одного из них. Мир - место и способ реализации "языковых игр", которые Лиотар вслед за Витгенштейном понимает как внутренне-целостные системы, не имеющие общего основания с соседними "языковыми играми", но способные соприкасаться, пересекаться с ними на основе сходства отдельных "валентностей". Множественность языков актуализируется после изживания всякой метанаррации, но только в эпоху постмодернизма она осознается как благо, как ситуация, не требующая преодоления во имя возвращения былого или обретения нового единства.
Похожие статьи:
История сейю
Вполне логично предположить, что первые сейю появились в Японии вместе с радио. Однако только в 1970-х гг термин "сейю" вошёл во всеобщее употребление - как раз после выпуска чрезвычайно популярного аниме "Space Battleship ...
Фараон
Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или император. Фараон был верховным правителем м одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились как к ...
Развитие белорусской литературы
В другой половине 19 века начался новый этап в развитии белорусской литературы, обусловленный новыми явлениями в социально-экономической и политической жизни. Заканчивался период исключительно полуанонимного нелегального развития литерат ...
Разделы