Постиндустриализация на Западе, как уже было сказано выше, привела к тому, что отношения центра и периферии качественно изменились. В современном западном обществе художник может создавать произведения искусства в любой точке планеты, во многом благодаря развитию массовых коммуникаций и сети Интернет. Нет необходимости жить и работать в столице. Поэтому европейские столицы теряют роль культурных центров.
Иное положение сегодня в России. Развитие сети массовых коммуникаций в нашей стране еще не достигло западного уровня, поэтому говорить об изменении взаимоотношений периферии и центра пока рано. Но изменения в социальной сфере все же повлекли за собой некоторые преобразования. Если в советском государстве Москва была единственным центром сосредоточения искусств, интеллектуальной и художественной элиты, то сегодня ситуация меняется.
За последнее десятилетие Москва стала во многом другим городом, как это ни странно, дистанция между ней и провинцией стала еще больше, чем прежде. Если в конце 80-х Москву и провинцию, при всех различиях между ними, объединял общий, советский, культурный фон, то в 90-х Москва, используя все свои преимущества, ушла в далекий отрыв от провинциального пелетона. Сейчас провинция отстает от Москвы, скорей всего, даже на поколение. Это в большей степени связано со средоточением в столице большого числа коммуникаций, финансовых возможностей. В Москве более развито меценатство и финансовая поддержка культуры и искусства69. Данная тенденция проявляется в наличии большого числа ежегодных российских и международных выставок, проходящих в Москве, таких, как например, "Арт Москва".
"Нынешняя Москва некоторым образом уже не Россия - считает пермский исследователь, кандидат исторических наук, В. Раков, - это во многом интернациональный центр, живущий особой жизнью, в необычайно напряженном, по провинциальным критериям, режиме. Столичная культура в высокой степени дифференцирована и разнообразна. Она разбита на множество подсистем и секторов, каждый из которых существует достаточно автономно. И элитарная, и массовая культура пользуются в Москве надежным спросом". Достаточно пессимистическая характеристика современной ситуации в Перми. Но в этом есть доля истины. В Москве продолжает концентрироваться основная масса всех ресурсов и потенциала России. Однако на лицо появление тенденций к развитию региональных возможностей в искусстве уже вне зависимости от мнения Москвы. Столица продолжает быть дорогим городом, где сосредоточена основная денежная масса, что же касается периферии, это в большинстве своем города энтузиастов.
"Многочисленная и, опять же, разнообразная московская публика постоянно подпитывает инициаторов культуры вниманием и деньгами. Московская культура - это мир миров, где есть все, где толерантное сосуществование различного стало в 90-е годы жизненной необходимостью. В то же время Москва - не Париж и не Амстердам, это все еще, в конечном счете, российский мегаполис, сохраняющий на себе отпечаток русской эмоциональности и русского толчка". Казалось бы, с открытием границ и развитием международных отношений после распада СССР современные тенденции в искусстве Запада должны были бы проникнуть в Россию. Этого не случилось во всей стране. Предпосылки к появлению западных тенденций в искусстве возможно проследить начиная только со второй половины 1990-х годов, с появления в России частных галерей вобравших в себя западный опыт.
Таким образом, в первой главе дипломной работы мы рассмотрели основные тенденции в русском искусстве 1990-х годов в контексте мирового постмодернизма.
Переход к постиндустриальным отношениям в России не произошел в результате движения страны по собственному пути. Применительно к России, мы можем говорить лишь о тенденциях, некоторых изменениях в этом направлении, но никак не о сложившейся системе отношений. Однако информация и многовариантность культурного развития становятся доминантой отношений в России.
Постмодернизм - состояние культуры в постиндустриальном обществе. Он характеризуется отказом от мышления, основанного на бинарных оппозициях, заменой иерархических связей горизонтальными, отказом от линейности изображения, интертекстуальностью, ироническим переосмыслением предыдущего опыта культуры. В конце 90-х наиболее актуальными признаками постмодернизма становятся гипертекстуальность (как следствие отказа от линейности), актуализация игрового начала и постмодернистская ирония (как следствие отказа от бинарных оппозиций). Собственно постмодернистскими течениями в русском искусстве ряд исследователей считает постконцептуализм, соц-арт и неоакадемизм. Эти течения породили ряд новых направлений в современном искусстве, развитие которых напрямую связано с деятельностью новых галерей современного искусства. Галереи, возникшие в России в конце 1980-х годов, действуя по западной схеме, определяли, какие направления станут определять их политику. Одни демонстрировали исключительно концептуальное искусство, другие отдавали предпочтение декоративно-прикладному творчеству и массовому искусству. Таким образом, за последнее десятилетие в столице сложился современный арт-рынок, где представлены практически все направления творчества, отвечающие вкусам и потребностям разных зрителей.
Похожие статьи:
Карл Павлович Брюллов
Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Ивановича Брюллова. В 1809 году он становится воспитанником Петербургской Академии художеств, в которой в это время уже учил ...
Oт космизма барокко к романтическому космизму
Эпоха Барокко - важнейшее звено в цепи культурных эпох и «великих стилей». Переломный его характер проявляется в том, что, наследуя идеи Средневековья, Барокко противопоставляет себя Ренессансу, взрывая его иллюзорные надежды на построени ...
Последние годы жизни
Результаты опричнины были трагичны для страны. Не считая непосредственных последствий, которые ощутили на себе миллионы русских людей.
70 - 80-е годы XVI века - время тяжелого экономического кризиса. Деревни и села центра страны и значи ...
Разделы