8 (21) января 1883 |
Родился в Москве в бедной, рабочей, многодетной семье. |
1894–1896 |
Учился в городской приходской школе. Окончил с отличием. |
1897 |
Переехал в Петербург. Жил у старшей сестры Александры, вышедшей замуж за Александра Андреевича Гуэ (1855–1919). |
1897–1902 |
Учился в малярно-живописной мастерской при школе Общества поощрения художеств. Работал „по малярно-живописному делу“. |
1898 |
Посещал вечерние рисовальные классы школы Общества поощрения художеств. |
1901 |
Окончил малярно-живописную мастерскую, получив диплом маляра-уборщика. |
1903 |
Сделал первую, но неудачную попытку поступить в Академию художеств. Осенью был принят в класс натурного рисунка Общества поощрения художеств. |
1903–1908 |
Учился в частной мастерской академика Л.Е. Дмитриева-Кавказского. |
1907 |
Посетил паломником Афон (Греция), Палестину, Новый Афон. |
1908–1910 |
Был вольнослушателем в Академии художеств (у Г.Р. Залемана, В.Е.Савинского, Г.Г. Мясоедова, Я.Ф. Ционглинского). |
16 февраля 1910 |
Утверждено петербургское общество художников „Союз молодежи“. Филонов был среди его членов-учредителей. Впервые экспонировал свои произведения на выставке Союза молодежи в Петербурге. |
10 декабря 1910– январь 1911 |
Состоялась выставка „Бубновый валет“, организованная М. Ларионовым (Москва). |
Декабрь 1910 |
На „Международной художественной выставке“ в салоне В. Издебского (Одесса) впервые в России демонстрировались абстрактные работы В. Кандинского. |
1911 |
Участвовал во второй выставке Союза молодежи. |
1912 |
Участвовал в выставке Союза молодежи. Участвовал в выставке „Ослиный хвост“ (Москва). |
1912–1913 |
Путешествовал по Италии и Франции, посетив Рим и многие другие итальянские города, Лион, Париж. Участвовал в выставке Союза молодежи. |
2 и 4 декабря 1913 |
Состоялись спектакли, организованные Союзом молодежи — „Трагедия Владимир Маяковский“. Декорации Филонова и Школьника. Н. Бурлюк выступил с докладом „П.Н.Филонов — завершитель психологического интимизма“ (Петербург, Троицкий театр). |
10 ноября 1913–10 января 1914 |
Участвовал в последней выставке Союза молодежи (Петербург). |
Январь 1914 |
Вышел из печати сборник „Рыкающий Парнас“ с иллюстрациями Филонова, запрещенный цензурой. |
Март 1915 |
Вышла из печати книга Филонова „Пропевень о проросли мировой“ (Петербург). |
1916–осень 1918 |
Был мобилизован и направлен на Румынский фронт. После Февральской революции был избран солдатами председателем Военно-революционного комитета Балтийской дивизии. |
1918 |
Возвратился в Петроград и передал товарищу Н.И. Подвойскому знамена трех полков Балтийской дивизии. Поселился в доме сестры Екатерины Николаевны на Старопетергофском пр., 44, вернулся к занятиям живописью. |
Апрель 1918 |
Участвовал в „Выставке московских футуристов“, Тифлис. |
Май–июнь 1918 |
Участвовал в „Первой государственной свободной выставке“ в Зимнем дворце. Показал картины под общим названием „Ввод в мировый расцвет“. |
3 апреля 1921 |
Открылся живописный отдел петроградского Музея художественной культуры. В экспозиции были работы Филонова. Участвовал в Третьей периодической выставке „Общины художников“, Петроград. |
1922 |
Участвовал в выставке „Объединение новых течений в искусстве“ в Музее художественной культуры, Петроград. Участвовал в выставке живописи и скульптуры в Саду Народного дома, Петроград. Участвовал на „Еrste russische Kunstausstellung“, Берлин, галерея Ван Димен. Участвовал в Пятой выставке „Общины художников“, Петроград. |
22 мая 1923 |
Опубликовал в журнале „Жизнь искусства“ (№№ 20) «Декларацию „Мирового расцвета“». В этом же номере журнала были помещены манифесты К. Малевича, М. Матюшина и П. Мансурова. |
9 июня 1923 |
Выступил на музейной конференции (Петроград) с докладом, в котором „от группы левых художников“ предложил преобразовать Музей художественной культуры в „Институт исследования культуры современного искусства“. |
Октябрь–декабрь 1923 |
Руководил отделом общей идеологии петроградского Государственного института художественной культуры (ГИНХУК), написал исследовательскую программу: «Основа преподавания изобразительного искусства по принципу чистого анализа, как высшая школа творчества. Система „Мировой расцвет“». Участвовал в „Выставке картин петроградских художников всех направлений“, Петроград, Академия художеств. |
1925 |
Участвовал в VI выставке Общины художников. |
Июнь–октябрь 1925 |
Вел занятия с учениками в помещении Академии художеств. |
Осень 1925 |
В Академии художеств состоялась трехдневная выставка работ группы Филонова. |
17 апреля 1927 |
Состоялась „Выставка мастеров аналитического искусства. Школа Филонова“ в ленинградском Доме печати. |
Апрель 1927 |
В Доме печати состоялась постановка „Ревизора“ Н. В. Гоголя. Режиссер И. Терентьев, декорации и эскизы костюмов работы учеников Филонова. |
1 ноября 1927 |
Работы Филонова включены в экспозицию новейших течений Русского музея, организованную Н. Пуниным. |
Осень 1929 — декабрь 1930 |
В залах Русского музея была развернута персональная выставка Филонова, открытие которой не состоялось. |
30 декабря 1929 |
Состоялся под председательством С. К. Исакова общественный просмотр закрытой выставки Филонова. Большинство участников-рабочих высказались за открытие выставки. |
26 декабря 1930 |
Состоялся общественный просмотр закрытой выставки Филонова в Русском музее, на котором большинство участников высказались за ее открытие. |
1930 — до 1938 |
Редкие заработки по искусству от заказов, оформленных при помощи Н.Н. Глебова, мужа Евдокии Николаевны, сестры Филонова, на П. Э. Серебрякова, сына его жены: карта Северного полушария для Музея антирелигиозной пропаганды в Исаакиевском соборе, портреты правительства и плакаты к коммунистическим праздникам. |
1931 |
ИЗОГИЗ выпускает 25000 тиражом цветную репродукцию с картины Филонова «Женская ударная бригада на заводе „Красная заря“ в Ленинграде». |
30 ноября 1931 |
Издательство „Асаdemiа“ предложило Филонову иллюстрировать карело-финский эпос „Калевала“: он отказался в пользу своих учеников. |
16 июня 1932–февраль 1933 |
Участвовал в выставке „Художники РСФСР за XV лет“ (Ленинград, Русский музей). Филонову был предоставлен отдельный зал, в котором он показал 85 работ. В июне 1933 года та же выставка открылась в Москве (ГИМ). |
25 сентября 1934 |
В день рождения опального Шостаковича начал писать картину, названную потом „Первая симфония Шостаковича“ (1935, ГТГ). |
10 и 19 ноября 1934 |
Выступление на собрании в Доме художников с докладом “Я буду говорить“, где изложил свою концепцию образования и реформы АХ. |
1938 |
Арестованы Н.Н. Глебов, муж сестры Филонова Е.Н. Глебовой, П.Э. и А.Э. Серебряковы, сыновья жены Филонова. Пишет картину, на которой изображает рядом с осужденными пасынками И.В. Сталина (не сохранилась). |
3 декабря 1941 |
Умер в блокадном Ленинграде от истощения. По ходатайству его учеников и с помощью Союза художников был похоронен в отдельной могиле на Серафимовском кладбище слева от входа в храм Св. Серафима Саровского (ныне ГРМ установлены стела с именем художника на его могиле и памятная доска на фасаде дома, где он жил и умер). |
Похожие статьи:
Леблон
В 1716 году прибыл в Петербург нанятый для Петра Лефортом в Париже Леблон (Alexandre Jean Baptiste Leblond; 1679 – 1719).
Петербургским постройкам этого замечательного французского мастера – быть может, самого оригинального архитектурног ...
История строительства и рестравраций
Изучением истории построек и археологическими раскопками в Сен-Дени на протяжениии многих лет занимались Ж. Формиже6 и С.М. Кросби. Наиболее полное издание, посвященное вопросам строительства и реставраций Сен-Дени представляет собой рабо ...
Петропавловская крепость
Дата создания: 1706 г. - 1733 г.
Автор: Трезини Д.А.
Местонахождение: Санкт-Петербург
Расположенная на небольшом островке в устье Невы крепость является историческим ядром города. Заложена Петром I в 1703 г. по его собственному черте ...
Разделы