Седой кремль, сердце столицы Татарстана, пережив многие века, вступает в свою вторую молодость: начата его радикальная реконструкция.
- Начало этому положил Президент РТ: по его инициативе Кабинет Министров республики в августе 1994 года принял постановление об основных направлениях научной концепции по реставрации Кремля, - рассказывает директор музея-заповедника “Казанский Кремль” Ильдус Вахитов.
Благодаря этому документу и родилась новая организация, которая повела весь комплекс работ на территории Кремля. Весомым подспорьем послужили указы Президента Татарстана, а следом - Президента России, сразу придавшие программе реконструкции государственную значимость и подкрепившие ее материальную основу. В прошлом году из федеральной казны поступило 9 миллиардов 295 миллионов старых рублей.
Кремль – особое, а для татарского народа – святое место, - считает заместитель директора заповедника, доктор архитектуры Нияз Халитов. – Со дня своего основания он стал центром государственной власти. Холм выбран неслучайно, а путем вычислений, манипуляций, “согласований” с неземными силами… В первую очередь при выборе места наши предки исходили из геополитического стратегического положения. Холм расположен на пересечении двух рек – Волги и Казанки, двух живописных долин. Здесь Волга делает крутой изгиб, что позволяло просматривать с дозорной башни 30-40 верст вверх и вниз по течению. Так что разбойники не могли напасть врасплох, а купцы – проскочить, не заплатив пошлину.
Кремль всегда был средоточием государственной власти – резиденцией булгарского князя, татарского хана, казанского губернатора, а теперь - Президента суверенного Татарстана. Здесь веками скапливались святыни, архивы, библиотеки, раритеты, захоронения святых. Здесь же располагается святой ключ. Правда, в советские годы родник закопали, заложили асфальтом и к кремлю протянули многокилометровый водопровод…
Главная задача научной концепции реконструкции Кремля – это градостроительная реабилитация ансамбля, возвращение ему утраченной красоты, придание его образу, наряду с русскими, и татарских черт, - считает Нияз Хаджиевич.
Здесь можно оживить легенду земли, восстановить историю археологическими, архитектурными методами.
Следует добавить, что Нияз Хаджиевич завершает работу над книгой “Архитектура ханской Казани”, где центральное место занимает седой Кремль.
Воссоздаваемая мечеть Кул Шариф – главный объект реконструируемого Кремля. Точное место упоминаемой в летописях святыни археологами не установлено. Кул Шариф, имам главной в городе мечети, в возрасте около сорока лет, был крупным политическим деятелем. От имени Казанского ханства он вел настойчивые переговоры с Москвой, не раз выезжал в составе делегации в столицу Московии. Но царь Иван Грозный и его окружение, давно поставившие целью расширить границы “всея Руси” до Сибири и Дальнего Востока, и слышать не хотели о мире.
Когда царские войска взорвали западную стену и ворвались в Казанскую крепость, жестоко расправились они с ее защитниками. Последними пали Кул Шариф и его ученики шакирды с молитвой на устах. Потом был сожжен и разрушен главный храм мусульман…
В международном конкурсе на лучший проект воссоздания мечети приняли участие зодчие многих городов России, Турции, Финляндии. В споре победили казанцы. В основу будущего храма положена главная идея творческой группы зодчих Казанской строительной академии во главе с академиком архитектуры Айваром Саттаровым. Форму здания проработали Искандер Сайфуллин и Сергей Шакуров.
Строители из турецкой фирмы “Ильк Умут” намерены к концу августа, к Дню Республики, возвести здание и все четыре минарета под крышу. Их высота – 57 метров, всего на один метр ниже башни Сююмбике. Кул Шариф откроется, Алла бирса, в 2000 году. Но намазы тут будут проводиться только по главным праздникам мусульман – Ураза–Байрам и Курбан-Байрам. В остальное время храм будет работать как музей ислама. На первом этаже расположится хранилище древнейших редких книг.
Похожие статьи:
О форме художественной агитлитературы
Творя в период бури и натиска, поэты-агитаторы спешат откликнуться на боевую злобу дня и не имеют возможности создавать свои, новые художественные формы. Жанры художественной А. Л. поэтому являются установившимися жанрами поэтического тво ...
Ж.Мельес - родоначальник игрового кино
В 1896 году в кинематограф пришел Жорж Мельес (Melies), директор и режиссер парижского театра "Робер Уден", в котором показывались фантастические спектакли.Мельес купил камеру и занялся постановкой игровых фильмов - с заниматель ...
Опричнина
Дальнейшие события развивались следующим образом на фронте Ливонской войны удалось одержать крупную победу. Военные действия против России начала Швеция. Осенью 1562 года русские войска осадили крупную Литовскую крепость Полоцк, сильная ...
Разделы