Слово манга, которое поначалу означало "эскизы, сделанные наугад", постепенно превратилось в общий термин для описания комических или сатирических рисунков, карикатур или юмористических рисованных сериалов. С древнейшими образцами японского комического искусства можно ознакомиться в хранилище Сёсоин в Нара. Там имеются изображенные на тканях юмористические рисунки безглазых лиц (фусакумэн), а также карикатура, именуемая Дайдайрон, которая исполнена на углу документа, датируемого 745 г. Попперсы купить в Минске где купить Попперсы.
Комические рисунки имеются и в буддийских и синтоистских храмах, указывая на наличие религиозных элементов в японской традиции юмора и сатиры. Большой популярностью в эпоху Хэйан (794 - 1185) пользовался тип комических рисунков, известных как око - э. В завершающие годы этой эпохи были нарисованы карикатуры на живописном свитке Тёдзю гига. Их автором, вероятно, являлся монах Тоба Содзё. Комические элементы содержатся также на выдающихся по качеству изображения свитках Сигисан энги эмаки и Бан дайнагон эмаки. Они относятся все к той же эпохе Хэйан.
Эпоха Камакура (1185 - 1333) оставила потомкам живописные свитки, иллюстрирующие буддийские учения и представляющие сцены страданий, такие, например, как сцены адских мук (дзигоку дзоси), на которых лежит печать богатого воображения художников. Гротескные изображения фигур грешников придают юмористический оттенок даже тому уродливому и страшному, с чем сталкивается глаз зрителя. Другие образцы комического искусства включают рисунки, попавшие в собрания популярных коротких рассказов Отоги дзоси, относящиеся к эпохе Муромати (1333 - 1568).
Развитие массовой культуры в эпоху Эдо (1600 - 1868) принесло бум комических рисунков. Возник и распространился стиль фудзокуга, проповедники которого изображали жанровые сценки с участием своих современников, что отражало повышенный интерес к повседневным заботам и удовольствиям светского мира. Другими примерами юмористических работ той эпохи могут служить рисунки в стиле оцу - э и тоба - э с карикатурной внешностью выводимых персонажей, а также жанровые картины Кувагата Кэйсай (он известен и под именем Китао Масаёси, 1764 - 1824) и Ямагути Сёкэн (1759 - 1818). Художники жанра укиё - э, например, Сяраку, не чурались комических рисунков и произвели их в огромном количестве. Те из них, автором которых является Хокусаи, широко известны под общим названием Хокусаи манга. В комическом жанре плодотворно работали художники - литераторы (Бусон и Ватанабэ Кадзан) и дзэнские монахи (Сэнгай Гибон и Хакуин).
Западные художники, прибывшие в Японию после открытия страны в 1854 г., - англичанин Чарльз Вёргман, основавший в 1862 г."Japan Punch", и француз Жорж Биго - оказали сильное влияние на японских художников - карикатуристов, включая такого мастера укиё - э, как Кобаяси Киётика. В 1905 г. Китадзава Ракутэн (1876 - 1955) основал журнал "Токё пакку" ("Токийский дух - проказник"), который стимулировал в последующие годы появление многих художников манга и содержащих периодических изданий.
В эпоху Тайсё (1912 - 1926) немалое значение приобрели газетные комические рисунки и карикатуры, и такие художники, как Окамото Иппэй добились на этом поприще общенациональной известности. На начальном этапе эпохи Сёва (1926 - 1989) наблюдалась тенденция к росту удельного веса так называемых эрогуро - нансэнсу манга, т.е. эротических, гротескных и "абсурдных". Перед самым началом Второй мировой войны в юмористических материалах обнаружилась явная склонность к обыгрыванию милитаристских тем, о чем свидетельствует, к примеру, детский комический сериал "Норакуро" ("Сбежавший Блэкки") Тагава Суйхо, в котором рассказывается о приключениях собаки, прибившейся к армейским частям и получавшей поощрения, несмотря на многочисленные ошибки.
Похожие статьи:
Перевод театров страны на новые условия хозяйствования
22 ноября 1988 года вышло постановление “О переводе театров страны на новые условия хозяйствования”, которое являлось вторым важным шагом театральных реформ, существенно расширив самостоятельность театров. Согласно этому постановлению вс ...
Образование между культурой и цивилизацией
Пренебрежительное отношение к почвенникам и почвенничеству стало едва ли не показателем элитарности в культуре, ибо последнее из памятных проявлений почвенности именовалось "деревенской" литературой, прогрессистам-западникам не ...
Анализ творчества Ф.Трюффо
Режиссер провел одинокое и несчастливое детство как и маленький герой его первого художественного фильма "400 ударов". Игнорируемый дома и непонятый в школе, он провел тяжкие годы в исправительном заведении и работал на фабрике ...
Разделы