Воспитанный на лучших образцах итальянского зодчества, Ринальди еще до приезда в Россию в совершенстве овладел искусством архитектуры. Сорок лет работы в России превратили его из приезжего иностранного мастера в художника, не только тонко чувствующего национальное своеобразие русской архитектуры, но и создающего ее шедевры.
На Ринальди не могли не повлиять русская культура, мастера русского изобразительного искусства, трудившиеся в Петербурге, памятники древнего зодчества и сама архитектура молодой русской столицы, сочетающей принципы регулярной (прямолинейной планировки) с живым чувством природы и со свойственным русскому зодчему свободой и мощью грандиозных пространственных композиций.
Ринальди внес большой вклад в развитие русского зодчества. Легкость вхождения зодчего в русскую архитектуру и успех его были не случайны, потому что для русского барокко, в отличие от европейского, с его сложными пространственными композициями, били характерны большая простота и четкость решения.
Поэтому при переходе от барокко к классицизму в русском зодчестве не приходилось преодолевать чуждые классицизму сложные и изломанные композиции.
Ринальди нашел в России благоприятную почву для работы. Если же он зачастую предпочитал более сложное пространственное решение интерьеров, чем Растрелли, то в этом проявлялось своеобразие вкуса и дарования Ринальди.
Ему было уже сорок три года, когда гетьман Малороссии К. Г. Разумовский пригласил его в свои владения, намереваясь создать административный центр гетьманства – город Батурин.
Этот грандиозный замысел не был осуществлен. Через три года, построив для Разумовского лишь один дворец, Ринальди в 1754 году отправляется в Петербург.
В первое десятилетие пребывания Ринальди в Петербурге его творческие интересы сосредоточены на строительстве в Ораниенбауме дворца Петра III, Оперного дома и ансамбля Собственной дачи с его главными постройками – Китайским дворцом и Катальной горкой.
Следующее десятилетие – период наиболее напряженный в творческой деятельности архитектора. В эти годы он одновременно ведет три крупных строительства: Мраморный дворец и Исаакиевский собор в Петербурге и дворцово-парковый ансамбль в Гатчине.
В 1770-х годах Ринальди в основном работает в Царском Селе, где по его проектам создается «сюита» мемориальных сооружений, посвященных прославлению воинских подвигов русской армии и флота.
Это последний этап его творчества. И можно утверждать: он раскрывает нам Ринальди как архитектора, всецело проникнутого духом России, сроднившегося с ее жизнью и историческими устремлениями.
В Царском Селе Ринальди создает «сюиту» парковых сооружений в так называемом духе «шинуазри». Причем Ринальди осмысляет «китайщину» не только в характере, свойственном всему европейскому искусству, но и привносит в нее некую специфику, окрашенную русским восприятием культуры Востока.
В переходные периоды, подобные эпохе раннего классицизма, подлинные таланты создавали произведения исключительной художественной ценности. Таким художником был, бесспорно, Ринальди. Он отходит от основных принципов барокко, но, прокладывая пути к строгому классицизму, еще тесно связан с предыдущей архитектурной эпохой.
В творчестве художника не может не быть эволюции. Была она и у Ринальди.
Всем произведениям Ринальди свойственны черты переходного стиля. В них соседствуют элементы уходящего барокко и нарождающегося классицизма.
Для сооружений Ринальди характерна любовь к закругленным линиям, стремление к смягчению строгих архитектурных форм, что придавало им особую живописность.
У Ринальди были и характерные черты. Например, это характерная для орнаментики Ринальдо деталь, так называемый «цветок Ринальди» из особым образом переплетающихся стеблей лилий и колосьев. Но Ринальди, используя его, никогда не повторялся и привносил новые черты.
Правомерно предположить, что монументальные сооружения Ринальди (памятники, дворцы), выполненные в естественном камне, в большей степени отмечены чертами классицизма, нежели его камерные постройки. Изысканность и сложность композиционных решений, характерная для барокко, присуща в основном его парковым павильонам и небольшим дворцам.
Обычно Ринальди характеризуют прежде всего, а иногда и только как мастера внутреннего убранства. Но анализ произведений зодчего говорит о нем как о крупном, своеобразном и разностороннем архитекторе.
Этот архитектор по праву занимает почетное место в галерее русских зодчих. Тонко прочувствовав русскую атмосферу, Ринальди проникся ею и создал замечательнейшие произведения искусства, вошедшие в золотой фонд мировой культуры.
Ринальди очень легко вошел в русскую архитектурную традицию, так как для русского барокко были характерны большая простота и четкость композиционных решений, что облегчило переход к классицизму.
Похожие статьи:
Летний сад в Санкт-Петербурге
Известно, что территория, где ныне расположен Санкт-Петербург, много веков назад принадлежала Великому Новгороду. Земли здесь не радовали плодородием или пышной растительностью: преобладали чахлые почвы, болота, низкорослый кустарник, нег ...
Иван Сергеевич Тургенев
Тургенев – первый долгожитель в русской литературе золотого века: немыслимо краткий путь отмеривала прежде судьба писателям, ставшим зачинателями великой литературной истории… Современник и очевидец Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского ...
Мастерство Фаворского
После всего того, что происходило в искусстве в начале XX века, творчество В. Фаворского производит впечатление спасительной пристани. Правда, отголоски бурных потрясений дают о себе знать и у него. Однако разъедающему духу анализа он про ...
Разделы