Напольная мозаика «Нильский пейзаж»

Другая культура » Напольная мозаика «Нильский пейзаж»

Страница 2

Техника "opus vermiculatum", также зародившаяся в III веке до н.э., веке поисков и экспериментов, очень близка тесселированной мозаике и, несомненно, является производной от нее: при сохранении общих для обеих техник принципов набора, модуль тессер почти на порядок мельче, а возможности передачи живописных эффектов несравнимы ни с одним другим видом мозаичного искусства5. В этой технике наиболее заметными мозаиками являются: "Охотничья сцена" на Пьяцца делла Витториа в Панорме (Палермо) на Сицилии, "Всадник на тигре" (конец II века до н.э.) и "Обитатели морских глубин" из дома Фавна в Помпеях, две мозаики работы Диоскура Самосского с виллы Цицерона в Помпеях "Завтрак женщин" и "Музыканты"; две последние иллюстрируют комедии Менандра, здесь мозаичные швы в промежутках между тессерами подкрашены тончайшей кисточкой в тон тессер, колористическое богатство которых наиболее полно проявляется в изображении драпировок. Поскольку трудоемкость техники "вермикулатум" неизбежно накладывает определенные ограничения на размер произведения, то "эмблемы" из мелкомодульных мозаик, как правило, имели размеры менее квадратного метра. Однако в этой технике созданы и такие масштабные произведения исключительных достоинств как "Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием" из дома Фавна (5,12×2,71 м.) и "Нильский пейзаж" в святилище Фортуны Примигении в Палестрине (5,85×4,31 м.), датируемые концом II – началом I века до н.э Эти мозаики наглядно демонстрируют то, как мастера-мозаичисты применяли миниатюрную технику к монументальным масштабам.

Обратимся к напольной мозаике "Нильский пейзаж" более известной под названием "Мозаика Барберини", из храма Фортуны Примигении в древнем Пренесте (нынешняя Палестрина), расположенном в 25 км. юго-западнее Рима6. Она выполнена в технике "опус вермикулатум", технике, позволяющей создавать реальную имитацию живописи, и это следует рассматривать как основную эллинистическую тенденцию. Совершенно очевидно, что ни одно созданное впоследствии в Италии мозаичное произведение в этой технике не достигало таких высот мастерства. Мозаику, представляющую собой сочетание документальной точности, необузданной фантазии и несравненного мастерства исполнения, можно рассматривать как ярчайший пример расцвета эллинистической традиции создания мозаичных картин, которые создавали греческие мастера по мотивам живописных оригиналов Александрийского происхождения7. Загадочное появление мозаики такого характера в Пренесте заставляет предположить, что само здание служило храмом богини Исиды, чей культ начал распространяться в это время по Италии и был связан (в форме Исис – Тихэ) с Фортуной; вообще для Италии периода поздней Республики характерно предпочтение экзотической египетской тематики8. Мозаику "Нильский пейзаж" ученые относят к 80 годам до н.э., когда дальнейшее развитие эллинистического изобразительного искусства проявлялось в особенностях художественного языка самостоятельных живописных композиций9. Она украшала пол апсидального углубления на нижнем этаже дворца архиепископа, ныне семинарии, названной именем Св. Агапита. Эта мелкомодульная напольная мозаика украшала сложной формы почти полуциркульную апсиду (ее ширина 6,87 м., глубина 4,35 м. и высота 10,0 м.) и располагалась в дальнем конце пещеры внутри склона горы. По мозаичной поверхности тонким слоем струилась вода, сочившаяся сквозь поры и трещины в скале. В этом месте свод и стены грота покрыты пемзой, имитирующей текстуру натуральных скальных обломов для придания гроту более естественного вида. Пещера связана с гораздо более обширным помещением, разделенным рядами колонн на четыре пролета и напоминающим базилику. По левую сторону от него находится другой гротто-нимфей, пол которого украшала мозаика, представлявшая разнообразные морские сюжеты. В первозданном виде сохранилась лишь ее часть. В этом гроте в расселине скалы находились таблички с предсказаниями оракула, с тех пор этот грот известен как Врата Судьбы; апсидальный грот был действующим храмом жребия Фортуны. Мозаику связывают с именем Суллы, поскольку распространение эллинистической архитектуры по центральной Италии является следствием деятельности Суллы и его колонистов10. Верхний комплекс был обнаружен в результате бомбардировок союзнической авиации в 1944 году. В последующие годы руины были раскопаны, а результаты раскопок опубликованы Гуллини и Фасоло в 1953 году11. Они пришли к выводу, что этот грандиозный комплекс был построен вскоре после середины II века до н.э. Это заключение основывалось на эпиграфике и на характере плана, стиля и конструкции святилища12. Предположительное время постройки нижнего комплекса относится к 125 – 120 годам до н.э. Возведение верхнего комплекса датируется примерно 110 – 100 годами до н.э. То, что между верхним и нижним комплексами нет очевидных архитектурных связей, дает возможность предположить, что нижний комплекс являлся отдельным храмом, который посвящен божеству, связанному с Фортуной. Хотя мнения относительно датировки мозаики колеблются от времен Суллы до третьего века н.э., охватывая значительно больший временной промежуток, чем предполагаемые датировки большинства мозаик, сейчас превалирует точка зрения, что мозаики Пренесте созданы одновременно с возведением нижнего комплекса, то есть между 120 и 110 годами до н.э. Художники, создавшие эти тщательно разработанные сюжеты, должны были пользоваться своего рода моделями при работе над эскизами, картонами и т.д., и весьма вероятно, что эти же модели использованы при создании Нильских мозаик дома Фавна в Помпеях. Более того, тессеры мозаик Палестрины и дома Фавна во многом идентичны, сами мозаики созданы примерно в одно время, и это позволяет предположить, что они являются произведениями одной мастерской.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Метод Галилея
С именем Галилея связано начало принципиально важного этапа развития физического знания – восхождениена уровень познания. Анализ исторической обстановки и проблемной ситуации внауке. Новые концепции Галилея. Принятые в научном сообществ ...

Проторенессанс
В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будуще­го искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Про­торенессансом (т. е. подгот ...

Происхождение богов
Верно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько наконец у него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предла ...