В развитии представлений о природе большую роль сыграл Демокрит (46- умер в глубокой старости), который ввел понятие атомов - неделимых частиц, материи. Атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все явления обусловлены. Материя вечна, ее возникновение не нуждается в объяснении - объяснять надо только изменения, а это возможно без веры в богов.
В классическую эпоху наука еще тесно связана с натурфилософией, но с увеличением объема знаний некоторые направления начинают оформляться как самостоятельные дисциплины. Например, в V в. до н.э. наблюдается прогресс в медицине, связанный с именем Гиппократа ( ок 460- ок. 370 до н.э.)
Болезни он объясняет вполне реальными причинами, не зависящими от божественных сил. Лечить каждого человека следует в зависимости от его индивидуальных особенностей, мобилизуя силы организма с помощью диеты, правильного ухода, естественных целительных средств. Гиппократ считал, что врач должен соблюдать особые этические нормы, прежде всего- не вредить пациенту.
В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525- 456 до н.э.) Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным.
В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа- Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на развитие как философии, так и христианской теологии.
Очень высокого уровня в этот период достигает риторика- наука об ораторском искусстве. Речь Исократа (436- 338 до н.э.) и Демосфена ( 384- 322 до н.э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. Оба оратора, хотя и с разных позиций, отстаивают идею панэллинизма- единства греков, сознавая, что отдельный полис не может выжить самостоятельно.
Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в. до н.э., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульптуры IV в. до н.э.- Пракситель ( 2 -я треть , IV в. до н.э.), Скопас ( IV в. до н.э.) и др.
В целом под воздействием кризиса полиса в IV в. до н.э. происходят принципиальные сдвиги, поиски новых путей развития культуры, зарождаются тенденции, получившие свое завершение в эпоху эллинизма.
В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда ( ок. 287- 212 до н.э.) Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел величину «пи» для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. В это же время Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировал множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.
Успешно развивалась в это время естествознание, особенно медицина.
В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху, - филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.
Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане- эрудиция, изысканность и виртуозность слога: Аполлоний Радосский ( Ш в до н.э.), Каллимах (ок. 300- ок. 240 до н.э.)
В эпоху эллинизма продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/341- 293/ 290 до н.э.) Сюжеты эго остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сценки из жизни обычных горожан- мимы.
Эллинистическая историография все больше превращается в беллетристику, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля.
Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются эклектизм – стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают вопросы морали. Кризис полиса, падение его коллективисткой морали приводят к аполитичности, утрате гражданских добродетелей. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Наиболее типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы - эпикурейство и стоицизм.
Похожие статьи:
Многоуровневость творчества
Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую природу механизма творчества. Целесообразно говорить о спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой ...
Легизм
Легизм - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае в VI - III вв дон.э. В центре внимания легизма - проблема управления государством. Легистысчитали что политика не совместима с моралью и главные средства управления -поощрение ...
Генрих Гейне. Биография и творчество
Генрих Гейне (Heinrich Heine) (1797–1856), немецкий поэт и прозаик, критик и публицист, которого ставят в один ряд с И.В.Гёте, Ф.Шиллером и Г.Э.Лессингом. Родился 13 декабря 1797 в Дюссельдорфе в семье обедневшего еврейского купца Самсона ...
Разделы