Существовавшие при Академии наук университет и Академия художеств не отвечали своему назначению и тормозили деятельность научно-исследовательского центра. Ломоносов решил основать второй (самостоятельный) университет и вторую (самостоятельную) Академию художеств в Москве.
Осуществление столь грандиозной программы было немыслимо без могущественного покровительства, поскольку все организационно-просветительные начинания Ломоносова встречали ожесточенное сопротивление «неприятелей наук российских». И Ломоносов сделал заинтересованным участником своего предприятия всесильного вельможу. Куратором «Университета и Академии Художеств Московских»(Так значится в контракте с Л. Лагрене, заключенном в 1760 г. В документах Академии наук и в бумагах Штелина новая Академия художеств называется «Академией художеств Московского Университета» или «Московской Академией художеств».) стал Шувалов.
И. И. Шувалов, по свидетельству его апологета П. И. Бартенева, не получил почти никакого образования, не имел «ни особенно сильного характера, ни отличных талантов» и «при добродушной и несколько ленивой природе» всегда оставался покорным орудием своих родственников. В видах дальнейшей политической борьбы соперничающих партий Разумовских и Шуваловых молодой фаворит, прельщенный славой «российского Кольбера», принял роль покровителя российского просвещения. Но нет сомнений в том, что вдохновителем его просветительских предприятий, относящихся к 1750-м — началу 1760-х годов, был Ломоносов.
Взяв на себя бремя организационных забот по реализации ломоносовского плана, Шувалов стяжал нераздельную славу. Замыслы и предначертания Ломоносова не оставили почти никаких документальных следов и никаких официальных свидетельств.
В 1755 г., т. е. почти за два года до открытия в Московском университете «класса художеств», с которым обыкновенно связывают зарождение так называемой «шуваловской» Академии, был намечен план создания Московской Академии художеств и ряд учеников выделен из разночинской гимназии в качестве будущего ее контингента. В апреле 1755 г. Шувалов распорядился: «Из разночинской гимназии . выбрать бедных, но способных людей . и обучить их геометрии и французскому или немецкому языку, истории, митологии человек хотя семь, чтоб можно было отдать их здесь (в Петербурге.— Е. Г.) учиться художествам и сделать начало, чтоб и в Москве с Божиею помощью со временем завести было можно». Было отобрано 11 человек, и в 1756 г. девять из них двумя партиями послали в Петербург (в январе и марте).
Вопросами обучения московских учеников в Академии художеств при Академии наук непосредственно занимался М. В. Ломоносов. Одним из первых его мероприятий после назначения членом академической Канцелярии было составление записки с программой обучения будущих академистов.
Тем временем в Московском университете открылся художественный класс, и в сентябре 1757 г. Шувалов писал директору Университета Мелиссино: «ученики, отобранные для художества, должны с крайним поспешением обучаться . ибо учители иные уже и приехали» .
К концу 1757 г. 19 москвичей готовились к поступлению в новую Академию художеств. Их учителями были И. А. Соколов, Г. А. Качалов, С. И. Чевакинский и И. Штенглин. В начале 1758 г. к москвичам, объединенным в Петербурге, присоединились ученики, набранные в столице. В открывшуюся Академию вступили 38 учеников (27 разночинцев и 11 дворян) в возрасте от 10 до 20 лет.
Архитектурный проект зданий Академии художеств для Москвы был изготовлен знаменитым Блонделем в Париже в 1758 г. Учреждение новой Академии в разгар Семилетней войны, безусловно, демонстрировало Европе процветание и мощь Российской империи, укрепляло ее международный престиж.
23 октября 1757 р. в Сенат поступило доношение от Московского университета, подписанное куратором Шуваловым, с предложением учредить Академию художеств. Авторство доношения никогда не вызывало сомнений. Между тем этот программный документ представляет собой заключительный этап борьбы за благосостояние наук и искусств в России, которую свыше пятнадцати лет возглавлял М. В. Ломоносов. «Науки в Москве приняли свое начало, и тем ожидается желанная польза от их успехов,— говорится в доношении.— Но чтоб оные в совершенство приведены были, то необходимо должно установить Академию художеств». Таким образом, в Москве, наряду с Университетом, предлагается открыть художественно-образовательный центр.
Похожие статьи:
Литейный Интимный театр
“Театр отказался служить вкусам улицы и переименовался в интимный и поставил ряд художественных пьесок, рассчитанных глвным образом на тонких ценителей театрального искусства”, - так писал обозреватель о происшедших в Литейном театре изм ...
Живопись Этрусков
Этрусские гробницы представляют огромный интерес не только как дошедшие до нас памятники архитектуры, но и своими хорошо сохранившимися на стенах живописными композициями, выполненными в различной манере. В некоторых гробницах живопись ле ...
Конец опричнины
Трагические события произошли летом следующего года, когда коымский царь Давлет-Гирей провел поход на Москву. Как всегда на берегу Оки был выстроен заслон из русских войск. Заслон состоял из одного опричного полка. Давлет-Гирею удалось п ...
Разделы