В центральном портале, традиционно рассматриваемом как представление Страшного суда, достаточно много принципиально важного сохранено. Однако к XIX веку относятся надписи на свитках, ничего не сохранилось, что могло бы пролить свет на орудия страстей, которые должны были бы держать ангелы в верхней части тимпана. В изображении Троицы – ноги Бога-отца и голубь – вставки 19 века, хотя в текстовых источниках есть указание на присутствие (до этой реставрации) – лапок голубя. Крест за спиной Агнца сильно изменен реставрацией. Иконография центральной фигуры Христа, распятого на кресте, в полумандорле сохранена, за исключением замазанной реставраторами раны от копья, и присоединенных в 1840 году к верхней части креста букв I. N.R. I.
В правом (южном) портале западного фасада обнаружено, что сцена в тимпане, представляющая празднование Евхаристии накануне мученической смерти св. Дионисия и его сподвижников, и в которой ранее усматривали работу XIX века, сохранила иконографию и композицию двенадцатого века, но сильно обновлена (снят верхний слой). Многие головы, лица, руки и атрибуты также относятся к 19 веку. Такое же повсеместное обрезание фигур характеризует реставрации внутреннего архивольта, описывающего мучения св. Дионисия. Головы, руки, атрибуты снова либо обрезаны, либо заменены. Фигуры ангелов внешнего архивольта являются дополнением С. Брюна, также как и скульптуры внутреннего архивольта левого портала. Медальоны, представляющие труды месяцев подвергались многочисленным восстановлениям, но многие образцы скульптуры XII века сохранились. В сцене Февраля, например, фигура справа ниже плеч сохранилась неретушированной. Такая же ситуация характерна для откосов левого портала, несущих знаки Зодиака. Тимпан левой двери содержал утраченную мозаику двенадцатого века, сюжет которой остается гипотетическим. Ныне в нем скульптура девятнадцатого столетия (1839), которая заменила скульптуру 1771 года. Она также посвящена мучениям св. Дионисия и ничего не проясняет для нас о сюжете мозаики Сугерия. Однако, экспертиза состояния внешнего архивольта показала принадлежность иконографии его скульптуры к двенадцатому веку, что позволило П. Блам выдвинуть интересную гипотезу о программе мозаики тимпана.
В откосах всех трех порталов размещались демонтированные в восемнадцатом веке статуи-колонны, о которых мы в настоящее время имеем представление по рисункам Бернара де Монфокона (1729 год), а также по тем образам, которые предлагает нам последовавший вскоре за Сен-Дени западный портал Шартра.
Кроме того, некоторые головы сохранены в художественной галерее Вальтера в Балтиморе и в отдельных коллекциях (The Fogg Museum of Art, Harvard University, Cambridge, Mass; the collection Jean Osouf, Paris, France).
Таким образом, с этого момента, исследования, посвященные иконографии западного фасада, обрели под собой, наконец, твердую почву. Однако, вопрос о принадлежности скульптуры Сен-Дени раннеготическому стилю оставался дискуссионным. Ряд исследователей рассматривали ее в контексте романского искусства. Однако, П. Блам, в своем подробном анализе состояния и стиля центрального портала постаралась убедительно показать, что скульптурная программа Сен-Дени кардинально отличается от скульптурных программ высокой романики. Скульптурная программа порталов западного фасада первого готического храма вводит новые понятия и эстетические отношения, отличные от романских, и несмотря на наличие некоторых стилизаций, заимствованных из словаря романского искусства, безусловно заслуживает определения "готической". Сравнивая Страшный Суд в Сен-Дени с монументальными представлениями этой темы в известных романских порталах (Отен (1130), Муассак (1115)), она отмечает, что "новое спокойствие и дидактическая ясность" сменили эмоциональную бурю романских композиций Страшного Суда, которые "заслуживают эпитета "эпопеи хаоса". Но, обращаясь вместо этого к интеллекту, скульптурная программа трех западных порталов в Сен-Дени представила комплекс иконографических формулировок, отражающих теологические идеи, находящиеся тогда в обращении в Иль-де-Франс." В хорошо организованной иконографической схеме этого скульптурного ансамбля она видит "единство, которое появляется как одна из главных особенностей готического стиля в архитектуре ли, в скульптуре или в иконографии." Этой же точки зрения придерживается П.Джерсон, чьи иконографические исследования западного фасада еще в 70-е годы показали, что все три портала соединены взаимосвязанной программой.
Похожие статьи:
Конец рады
В 1560 году правительственный кружок Селивестра и Адашева был устранен от власти, а сами его деятели оказались в опале. Разногласия и взаимные неудовольствия явились причиной логического завершения. Значительное место придавалось и случ ...
Ремесла
На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.
Белокаменная резь ...
Русская образованность в X - XVII веках
История русской образованности имеет свои корни в глубокой древности. По здравой логике, ее начало явилось следствием, во-первых, возникновения русской государственности и, во-вторых, распространения на Руси христианства, ибо сама форма г ...
Разделы