Ямщицкие колокольчики появляются в России во второй половине 18 века. Являясь сигнальным атрибутом почтовой службы, они быстро получили распространение на главных почтовых дорогах России, в первую очередь, на Московско-Петербургском тракте. Впервые были отлиты мастерами г.Валдая, Новгородской губернии. Технология их производства совершенно отлична от литья церковных колоколов Технология производства, описанная Дубининым в1882 г. в г. Валдае и сообщенная в “Трудах по исследованию кустарной промышленности в России”.Вып.8,1882г. “ В колокольном производстве важное место играет уменье приготовлять металл и придать ему известную форму. Модель колокольчика приготовляется большей частью металлическая. Она кладется в железный цилиндр, называемый опокою, кругом обсыпается сыроватою, тонкою песчанистою землею, которая смачивается квасом к крепко набивается около модели. Все это делается для скрепления земли, набитой в окопе, образующей форму. По приготовлении формы, которая обыкновенно состоит из двух половин, сложенных вместе, производится отливка, состоящая в том, что расплавленную медь выливают в форму, по остывании меди, землю разгребают и получают колокольчики в той форме, какую хотели дать; земля каждый раз приготовляется вновь.
Из низких сортов меди колокольчики выходят темным цветом; для того, чтобы они были светлые, их квасят, т.е. кладут на несколько часов в квасную гущу, разведенную водой; колокольчики из хорошей меди не требуют квашенья. Неровности, оказавшиеся при отливке, спиливаются у краев и уха, затем вещь поступает для обтачивания на обыкновенный токарный станок. Печи для плавки меди употребляют двух родов : шахтные для больших церковных колоколов и горны для мелких сортов. Горючий материал для шахтных печей состоит их сосновых и еловых дров, а в горны идет преимущественно древесный уголь со смологонных заводов, почему и называется смоловым; уголь этот, как дающий более жара, предпочитается углю ямному… Тигли для плавки меди употребляют графитовые, английские, вышиною осьмидюймовые.
Колокольные мастера, работая более по опыту, мало имеют научных сведений о сплавах различных металлов. Достоинство колоколов и колокольчиков определяют по звону: лучшими считаются те, которые соединяют в себе нежность и силу. Мастера дали названия разным тонам дужных колокольчиков, например, звон малиновый, звон ямской, были попытки дать названия некоторым тонам: звон Шиллеровский, Глинкинский, Валдайский"”
Отливаемые кузнецами, крестьянами, мещанами притрактовых центров, они на протяжении всего 19 века (который может восприниматься как “время колокольчиков” в России: ни до, ни после такого времени ни у России, ни у других стран не было) оставались предметами кустарного производства наиболее ярко выразившими характер русского мировосприятия.
Ямщицкий колокольчик мыслился в первую очередь как сигнальный инструмент, предотвращавший дорожно-транспортные происшествия и позволявший заблаговременно оповестить служащих постоялых дворов о приближении экипажа. Колокольчики корректировали движение лошадей на тракте, ритмом своего звучания задавая им тот или иной темп.
Появления колокольчиков именно в России обусловлено большой протяженностью русских дорог, трудностями передвижения по ним из-за суровости климата, постоянного бездорожья и невозможности употребления общепринятого во всем мире сигнала почтового рожка, которому на смену и пришел ямщицкий колокольчик, как исключительно русское национальное явление. Широкое распространение колокольчиков в Польше, Финляндии связано с тем, что в 19 в. эти страны находились в составе России и единая система почтовой связи требовала обязательного употребления колокольчиков почтовыми курьерскими экипажами и полицией для беспрепятственного и приоритетного движения по дорогам империи. В связи с этим в 1836 г. вышло постановление Сената о запрещении употребления колокольчиков для собственных и вольнонаемных экипажей, что предоставляло особые преимущества для следующих по делам государственной службы.
В конце 19, начале 20 в.в. колокольчиками пользовались нерегламентированно и очень широко по всей России, не только во время путешествий, но и во время праздничных катаний и прочих бытовых ситуациях.
Колокольчики первоначально изготавливались без надписей. С 1802 г. вводятся накладываемые на колокольчик объемные литые надписи, которые, как правило, ставятся по нижнему краю (юбке) колокольчика. В надписи обозначается год, место отливки, мастер (или заказчик). Бывают и специальные напутственные надписи: “Кого люблю того и дарю”, “Купи, не скупись, езди веселись”, “Кто колокол купит, тот счастлив будет”, “Спешу на Родину – дар Валдая”, “Сдалеча весточку собою подавай”…Ямщицкие колокольчики помимо надписи, которая часто имеет знаковое, иногда орнаментальное значение, в оформлении использовались и орнаменты как таковые, а также изображения Георгия Победоносца (покровителя скота – лошадей,, с которыми неразлучен колокольчик), гербов, медалей выставок, птиц и пр., что тоже имело не столько декоративные, сколько семантическое значение. Ямщицкие колокольчики бывают поддужными (крепятся под дугой коренной лошади в тройке) и подшейными (крепятся на шеях пристяжных лошадей), а также в эту группу входят бубенцы (круглые, в виде шара колокольчики с ушком для подвешивания).
Похожие статьи:
Живопись времени Августа
В декоративной живописи конца принципата Августа возникает стиль, названный третьим помпеянским. Если во втором стиле преобладала архитектурная композиция, будто разрушавшая стену, то в третьем живописцы, напротив, подчёркивают плоскость ...
Петропавловская крепость
Дата создания: 1706 г. - 1733 г.
Автор: Трезини Д.А.
Местонахождение: Санкт-Петербург
Расположенная на небольшом островке в устье Невы крепость является историческим ядром города. Заложена Петром I в 1703 г. по его собственному черте ...
Западнославянская мифологическая
система
Западнославянская мифология известна по нескольким локальным вариантам, относящимся к балтийским славянам, чешским и польским племенам.
Балтийская мифология
Наиболее подробны сведения о богах балтийских славян, но и они разрознены: речь ...
Разделы