Одна из крупнейших работ Освальда Шпенглера "Закат Ев-
ропы" открывается словами: "В этой книге будет сделана по-
пытка определить историческое будущее". Действительно, не-
мецкий теоретик создает свой метод исследования истории, в
рамках которого рассматривает ряд культурных формаций древ-
ности, и на основе проводимых им параллелей с современностью
пытается определить судьбу Запада. Не случайно во введении к
своему творению Шпенглер говорит о важности использования
аналогий, замечая при этом, что "Техники сравнения еще не
существует", и утверждает, что "здесь-то и скрыт корень...
из которого только и может последовать широкое решение проб-
лемы истории".
Но книга не исчерпывается попыткой переосмысления прош-
лого. В "Закате Европы" сформулирована оригинальная культу-
рофилософская концепция автора, о которой до сих пор ведутся
теоретические споры. Базовыми понятиями для этой концепции
являются культура и цивилизация, которые немецкий теоретик
понимает нетрадиционно, вкладывая в эти два слова особый
смысл. Нельзя понять выдвигаемые Шпенглером положения, не
разобравшись в используемых им терминах. Стоит прислушаться
к мнению Г.М.Тавризян, считающей, что "Историко-культурная
концепция Шпенглера строится на сопоставлениях, соотнесении
и, большей частью, антиномичном противопоставлении <<культу-
ры>> и <<цивилизации>>" .
В то же время справедливая критика традиционных теорий,
исследование современной социокультурной ситуации, попытка
проанализировать истоки культурного кризиса делают "Закат
Европы" чрезвычайно актуальным.
Сделанные О.Шпенглером выводы о неизбежной гибели Запа-
да оспариваются многими исследователями его творчества; его
критикуют за чрезмерный пессимизм и недостаток фактического
материала, но вместе с тем никто не сомневается в ценности
нового взгляда на мир и историю, данного немецким мыслите-
лем.
Чтобы определить, какой смысл О.Шпенглер вкладывает в
термины "культура" и "цивилизация", увидеть взаимосвязь меж-
ду этими понятиями, необходимо выявить их место в его кон-
цепции. Хотя автор "Заката Европы" не был первым, кто проти-
вопоставил культуру цивилизации, его взгляд на этот вопрос
оригинален и необычен. Этот реферат посвящен выявлению осо-
бенностей использования О.Шпенглером двух названных терминов
в рамках его культурофилософской теории.
Похожие статьи:
Искусство Средней Азии
Средней Азией в советской научной литературе принято называть обширную территорию, ограниченную с запада Каспийским морем, с юга горами Копет-Дага и горной системой Гиндукуша, с востока горными массивами Памира и Тянь-Шаня, а на севере по ...
Цвет - язык народа
Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный и синий. Красный цвет в народе был самым любимым. Слова «красно солнышко», «весна-красна», «красна девица» и другие в ...
Профессиональное обучение
Возникновение средних и низших технических училищ относится к 60-м г 19в. В 1889г были выработаны уставы трех основных типов промышленных училищ: средних и низших технических и ремесленных училищ. К разряду низших технических училищ относ ...
Разделы