Развитие культур

Страница 1

Здесь мы подходим к рассмотрению внутреннего содержания

понятия цивилизации - второго из рассматриваемых в этой ра-

боте. В общепринятом понимании слово "цивилизация" близко по

значению к "культуре" (в понимании О.Шпенглера), но автор

"Заката Европы" подразумевает под этим термином нечто дру-

гое. Как ни парадоксально это звучит, в определенном смысле

Шпенглер противопоставляет культуру и цивилизацию, и назва-

ние "теория локальных цивилизаций" применительно к нему сле-

дует преобразовать в "теорию локальных культур".

Сама идея разделения культуры и цивилизации не нова, но

Шпенглер нетрадиционно подошел к этому вопросу, гармонически

объединив терминологию со своей концепцией. Немецкий теоре-

тик под цивилизацией понимает итог, завершение и исход вся-

кой культуры. "Цивилизация - это те самые крайние и искусс-

твенные состояния, осуществить которые способен высший вид

людей". О.Шпенглер называл цивилизацией одряхлевшую культу-

ру, реализовавшую свои цели, подошедшую к концу своего су-

ществования.

Припомнив, что германский философ старался создать об-

щий метод исследования мировой истории, который позволил бы

спрогнозировать будущее Запада, мы сможем прийти к выводу,

что такое толкование цивилизации вызвано современной социо-

культурной ситуацией. Ряд исследователей отмечает, что "Тема

общего кризиса западной культуры - одна из главенствующих и

наиболее устойчивых в философско-исторической литературе на-

шего столетия", и О.Шпенглера не миновала эта тенденция.

Рим для него - классическая цивилизационная модель, заверше-

ние античной культуры, и на этом примере философ показывает

Европе ее судьбу. По его мнению, стадия завершения всех

культур протекает аналогично, и это утверждение нередко на-

зывают одной из ошибок Шпенглера. Действительно, если приме-

нительно к Риму понятие империализма еще имеет какой-то (хо-

тя и значительно искаженный) смысл, то словосочетание "еги-

петский империализм" вызывает у большинства историков усмеш-

ку. Вместе с тем, Шпенглер полагает империализм неотъемлемой

частью цивилизационной стадии всех рассматриваемых им форма-

ций.

Идея завершаемости, гибели непосредственно вытекает из

убежденности Шпенглера в неизбежности прохождения каждой

культурой определенных стадий развития. "Неминуемость,- и

закономерное наступление, чередование этих стадий,- делает

периоды развития всех культур абсолютно тождественными, дли-

тельность фаз и срок существования самой культуры - отмерен-

ными, нерушимыми".

Как же рисует Шпенглер возникновение, эволюцию и гибель

культур ? Зарождение культур, говорит он, происходит в тот

момент, когда "из первобытно-душевного состояния вечно детс-

кого человечества пробуждается и выделяется великая душа,

некий образ из безобразного ."

Гибель культуры происходит после того, как "эта душа

осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов,

языков, вероучений, искусств, . и, таким образом, вновь

возвратится в первичную душевную стихию". "Когда цель дос-

тигнута и идея, т.е. все изобилие внутренних возможностей,

завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг

застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламы-

ваются - она становится цивилизацией".

Ранний период существования культуры - время поисков

средств выражения; время определения, формулировки идей.

"Чем более приближается культура к зрелости, тем более му-

жественным, резким, властным, насыщенным становится ее окон-

чательно утвердившийся язык форм, . тем яснее становятся ее

черты." Наконец, завершив все, что можно было сделать, "ус-

талая, вялая и остывшая", душа "теряет радость бытия и стре-

мится . из тысячелетнего света обратно в потемки перводу-

шевной мистики .".

Говоря о стадиях развития культуры, О.Шпенглер немед-

ленно проводит параллели с античностью, Египтом и в первую

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Происхождение богов
Верно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько наконец у него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предла ...

Иван Николаевич Крамской
Русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Вдохновитель организатор “передвижников”. С 1856 г. Учился в Петербургской Академии художеств. Увлекался революционно-демократическими идеями Н.Чернышевского, Д.Писарева и Н. ...

Русское искусство и век просвещения
Известно, что век Просвещения был временем глубоких перемене экономической и социальной жизни всей Европы. Мануфактуры заменяются крупными фабриками с применением машин. С эмансипацией угнетаемых классов все больше внимания уделяется обще ...