очередь с Европой. Для него не подлежит сомнению то, что За-
пад давно превратился в цивилизацию, что душа его, которую
он называет "фаустовской", находится в стадии завершения. Из
этого положения и вырастает его тезис о неизбежной гибели
Запада.
Блестящие аналогии, проводимые Шпенглером, заставляют
нас увидеть в современности те явления, которые предшество-
вали исчезновению великих культур древности. Наиболее наг-
лядно завершение внутренней идеи, создание стройной концеп-
ции, означающей конец творчества, показано на примере двух
математик: античной и западной. "Теперь на этой высочайшей
точке - истощив все свои внутренние возможности и исполнив
свое назначение быть отражением и чистейшим выражением идеи
фаустовской души - математика Запада заканчивает свое разви-
тие, совершенно так же, как это сделала математика античной
культуры в III веке".
Переход от культуры к цивилизации, говорит Шпенглер,
вызывает появление "трех или четырех мировых городов", "ко-
торые всосали в себя все содержание истории и по отношению к
которым вся остальная страна культуры нисходит на положение
провинции .". "Мировой город - это означает космополитизм
вместо <<отечества>>, холодный практический ум вместо благо-
говения к преданию и укладу, научная иррелигиозность в ка-
честве окаменелых остатков прежней религии сердца .".
Житель мирового города не признает традиций, борьба с
которыми есть, по мнению Шпенглера, борьба с культурой. Ци-
вилизация, говорит философ, означает конец науки, искусства,
философии, творчества.
Но вместе с тем в слова О.Шпенглера о цивилизации про-
никает некий всеобщий пафос, некое признание необходимости и
важности этого периода. " . Для Шпенглера в цивилизации -
своя, новая жизнь, какой бы краткий век ей не был отмерен". Немецкий мыслитель утверждает, что искусства и филосо-
фия в настоящее время истощены и бесплодны; он говорит, что
"в наши дни изобретатели, дипломаты и финансисты больше фи-
лософы, чем все те, кто занимается плоским ремеслом экспери-
ментальной психологии".
Выдвигая тезис о том, что нынешняя эпоха иррелигиознос-
ти ("что вполне покрывается понятием об укладе жизни мирово-
го города") есть одновременно период упадка, О.Шпенглер за-
мечает, что не мы выбирали это время. "Все сводится к тому,
чтобы уяснить себе это положение, эту судьбу, и понять, что,
как бы мы ни обманывали себя относительно действительного
положения вещей, мы не можем перешагнуть через него". Глав-
ный вопрос, который следует задать себе прежде, чем присту-
пить к какой-либо проблеме - "что доступно человеку в наше
время и от чего он должен отказаться ?"
Итак, критикуя европоцентризм, Освальд Шпенглер создает
концепцию, направленную на выявление исторического будущего
Запада. Неминуемое последовательное наступление всех стадий
различных формаций приводит нас к мысли о своеобразной пов-
торяемости их развития. "Идея <<повторяемости>>, и следова-
тельно <<равнозначности>>, обращена к Европе: множество ку-
льтур повторяют, показывают гибнущей Европе ее судьбу".
Но, хотя философ говорит о закате Европы, его работу
нельзя назвать проникнутой ощущением смерти, завершения.
Каждый период существования любой культуры имеет свой смысл,
свои цели, и Запад в этом смысле не стал исключением.
Теперь, когда понятия культуры и цивилизации в филосо-
фии Шпенглера определены достаточно четко, следует сказать
несколько слов об историческом аспекте его мировоззрения.
Жизнь - действительно центральное понятие рассматривае-
мой концепции, что наиболее четко проявляется в понимании
О.Шпенглером ставшего и становления. Становление означает
творчество, поиск, выражение во внешнем внутренней идеи.
Ставшее неизбежно следует за становлением и при этом лишено
динамики последнего.
Нетрудно увидеть, что цивилизация есть нечто ставшее,
Похожие статьи:
Театральная декорация в XVII–XVIII столетиях и ее историко-музыкальные параллели
Так уж сложилось, что опера и даже балет в представлении современного музыканта – это прежде всего творения композиторские. И потому изучение музыкального театра в консерваторских курсах обычно проходит, так сказать, по ведомству истории ...
Украшения и отделка
Украшение одежды выполнялось тремя способами: качеством, вышивкой, нашивкой различных материалов – кружев, тесьмы и тому подобное. Узор формировался уточной нитью, перекрывавшей нити основы. Элементы орнамента чередовались с просветами ф ...
История строительства и рестравраций
Изучением истории построек и археологическими раскопками в Сен-Дени на протяжениии многих лет занимались Ж. Формиже6 и С.М. Кросби. Наиболее полное издание, посвященное вопросам строительства и реставраций Сен-Дени представляет собой рабо ...
Разделы