В практике пролетариата и его партии П. л. сделалась действительно орудием идейно-политического руководства литературой в целях ее роста и расцвета. Ленин придавал серьезное значение руководству литературным делом. «Мы. коммунисты, мы не должны стоять сложа руки и давать хаосу развиваться куда хочешь. Мы должны вполне закономерно руководить этим процессом и формулировать его результаты» (Ленин).
Привлечение писателей в большевистскую периодическую печать в целях идейного воздействия на писателей партия практиковала задолго до революции («Искра», «Правда», «Звезда» и др.). Исключительно плодотворна роль «Правды» в деле организации литературных сил, защиты принципов большевистской П. л., творческого роста литературы. На всех этапах своего существования «Правда» была проводником идей партии на литературном фронте, практическим организатором творческого процесса писателей (напр. Д. Бедный), органом принципиальной критики ошибок и срывов в работе отдельных организаций (критика «Перевала», ошибок РАПП, борьба с Литфронтом и т. д.), срывов в работе отдельных художников. Партия бережно и чутко воспитывает писателей. С переходом власти в руки рабочего класса руководство литературой сделалось составной частью всей партийной и советской работы. На XII съезде РКП(б) было принято следующее решение: «В виду того, что за последние два года художественная литература советской России выросла в крупную общественную силу, распространяющую свое влияние прежде всего на массы рабоче-крестьянской молодежи, необходимо, чтобы партия поставила в своей практической работе вопрос о руководстве этой формой общественного воздействия на очередь дня» (Стенографич. отчет, 1923, стр. 667). Документом большевистского руководства литературой и вместе с тем документом пролетарской литературной политики явилась принятая в 1925 резолюция ЦК РКП(б) «о политике партии в области художественной литературы». В резолюции ЦК формулирует задачи литературы, исходя из того, что «как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства и литературы в частности выражается в формах, бесконечно более разнообразных, чем напр. в политике». Партия диференцировала писателей, одновременно с поддержкой пролетарских литературных кадров она ставила задачу путем бережного отношения к колеблющимся слоям мелкобуржуазной писательской интеллигенции перевести лучшую и большую ее часть на идеологические позиции рабочего класса, социализма.
Партия не ограничивала путей художественного развития каким-либо определенным схематическим рецептом. «Распознавая безошибочно общественно-классовое содержание литературных течений, партия в целом отнюдь не может связать себя приверженностью к какому-либо направлению в области литературной формы. Руководя литературой в целом, партия также мало может поддерживать какую-либо одну фракцию литературы (классифицируя эти фракции по различию взглядов на форму и стиль). Всякие попытки связать партию в этом направлении в данную фазу культурного развития страны должны быть отвергнуты». Особое внимание обращает партия на создание марксистско-ленинской литературной критики, призванной влиять на процесс литературного развития. «Коммунистическая критика, — говорится в резолюции, — должна изгнать из своего обихода тон литературной команды. Только тогда она, эта критика, будет иметь глубокое воспитательное значение, тогда она будет опираться на свое идейное превосходство». Организационные формы литературного движения создавались политически продуманно, с учетом конкретной обстановки и уровня развития писателей. Приблизившись в своей тематике к актуальным проблемам соцстроительства, особенно в годы реконструкции, советская литература значительно выросла, наилучшим образом оправдав литературную политику большевизма. Основная масса писательской интеллигенции решительно стала на сторону советской власти и социалистического строительства. Партия решением от 23 апреля 1932 положила начало новым формам организации литературного движения, создала единый Союз советских писателей, ликвидировав существовавшие группировки и объединения писателей, указала на «опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности», дала советской литературе все возможности для ее свободного роста.
Похожие статьи:
Развитие искусства на Руси в X-XIII вв
Эпоха X-XIII века – это колоссальная эпоха перехода от начала новой веры до начала татаро-монгольского завоевания, которая обладала поразительным потенциалом, заложившим основы и стимулировавшим всестороннее развитие самобытного, ни с чем ...
Как мишка повлиял на прогресс науки
Американский историк Чарльз Панати, автор книги "Необычайные истоки обычных вещей, считает, что изобретение плюшевого медведя стало отправной точкой для технического прогресса. Изначально медвежата Тедди изготавливались из натурально ...
О форме художественной агитлитературы
Творя в период бури и натиска, поэты-агитаторы спешат откликнуться на боевую злобу дня и не имеют возможности создавать свои, новые художественные формы. Жанры художественной А. Л. поэтому являются установившимися жанрами поэтического тво ...
Разделы