Древнейший пласт доставшегося нам культурного наследия — дохристианская культура восточных славян. Вопрос о происхождении славян до сих пор окончательно не решен. Над ним работают ученые разных специальностей: историки, археологи, лингвисты.
С точки зрения лингвистики несомненно, что славянские языки принадлежат индоевропейской группе и восходят к некоему единому, хотя и раздробленному на диалекты, праславянскому языку. Из европейских языков наиболее близкими к славянским являются балтийские, особенно литовский.
В "Повести временных лет" говорится, что славяне первоначально селились на Дунае и оттуда распространились к северу. У современных археологов нет единства в решении этого вопроса: одни считают прародиной славян бассейн Вислы и Одера, другие — территорию между Западным Бугом и средним течением Днепра. При том, что от древнейшего периода истории славянства до нас не дошло никаких письменных памятников, данные лингвистики и археологии бывает очень трудно объединить в целостную картину.
К числу исторических источников, содержащих сведения собственно о славянах, относятся произведения византийских историков начиная с VI в. н. э.: Прокопия Кесарийского, Феофилакта Симокатты, готского историка Иордана и др. Ими упоминаются "склавины" и "анты". Как наиболее характерные черты славянских общностей византийские авторы отмечают вечевое правление, отсутствие жесткой княжеской власти, любовь к свободе и нежелание повиноваться "ромейским", (т.е. византийским) законам.
Попытки найти известия о славянах у более древних авторов дают материал интересный, но с точки зрения исторической науки довольно ненадежный. Славянами считают племена венедов или венетов, (давших название городу Венеции), известные античным историкам I–II вв. н. э., которых возводят к упоминаемым еще у Гомера энетам, союзникам троянцев. Весьма остроумно предположение о том, что к славянам могли принадлежать мифические амазонки — оно отчасти находит подтверждение в том, что греческое название "амазонес", созвучное прилагательному "алазонес" — "заносчивые", можно воспринимать как перевод на греческий племенного названия "славяне" — "славные". Древнерусский героический эпос также знает женщин-воительниц, называвшихся "поляницами". Некоторые ученые видят предков славян в описываемых Геродотом скифах-пахарях, погребающих своих умерших в курганах. Хотя исторически скифы принадлежат к иранской этнической группе, во времена Геродота этим именем могли называться все обитатели приднепровских степей. Подобные общие названия применялись и к другим группам в центральной Азии, да и в Западной Европе.
В истории неоднократно делались попытки усмотреть в этих полумифических повествованиях на уровне если не исторической достоверности, то поэтической интуиции, некоторые черты, приобретенные славянами во взаимодействии с окружающими их соседними племенами и унаследованные впоследствии русским народом. Это особая любовь к просторам, спокойное отношение к материальным потерям, отсутствие пристрастия к собственности и при этом — священное охранение своих традиций, любовь к могилам предков, воспетая впоследствии в русской поэзии и прозе. Продолжая эти аналогии, в мифических амазонках можно увидеть прообраз русской женщины, которая "коня на скаку остановит", а в искусных скифских мастерах, с помощью неведомых современных им простейших орудий изготавливавших тончайшие ювелирные изделия, — далеких предков знаменитого лесковского Левши, русских изобретателей — таких, как Кулибин или Калашников.
Совершенно ясно, что славяне уже в древнейшую эпоху не были обособлены от других племен, а существовали в тесном контакте с соседними народами, частично перенимая их обычаи. Между тем, известно, что и само по себе славянство было далеко не однородно. В V – VII вв. н.э. одна его племенная группировка заселила Псковскую и Новгородскую земли, войдя в соприкосновение с северными соседями. Другая, сформировавшаяся в междуречье Днестра и Днепра, заняла территорию от нынешней Болгарии и Румынии до Азовского моря. Эти восточные южане вошли в тесное общение с местным иранским населением, ассимилировав часть его и восприняв некоторые элементы его культуры. По словам известного отечественного специалиста В.В. Седова, "количество иранских параллелей в языке, культуре и религии славян настолько значительно, что в научной литературе поставлен вопрос о славяно-иранском симбиозе, имевшем место в истории славянства".
Похожие статьи:
Валдайские колокола и колокольчики
Долгое время в России колокольная традиция существовала и передавалась в устной форме. Преимущественно фольклорно существовала и история русского колокольного литья, в том числе и валдайского.
Так предания связывают начало колокольного п ...
Об искусстве Матвеева
За последние годы наши эстетические горизонты значительно расширились. Мы оценили по достоинству величие Рублева и Врубеля, перестаем подвергать сомнению ценность Родена, Трубецкого и Голубкиной. Недавно нам открылся своеобразный мир мекс ...
Ранний Александровский классицизм и его французские источники
Ранний Александровский классицизм есть только дальнейшее развитие тех мыслей, чувств и настроений, которые бродили в архитектурных кругах Парижа во времена Людовика XVI. Начавшаяся революция и потянувшиеся вслед за тем бесконечные войны п ...
Разделы