Усыпальница рода Романовых. Рассказ о Новоспасском монастыре

Другая культура » Усыпальница рода Романовых. Рассказ о Новоспасском монастыре

Страница 2

Храм увенчивают пять мощных куполов, образующих форму гигантского креста. Главный вызолоченный купол символизирует Христа, четыре вокруг — святых Апостолов и евангелистов Матфея, Марка, Луку, Иоанна.

Преображенский храм соединен общей папертью с Покровским, строившимся три года — с 1673 года по 1675…

Перед самым входом в Покровскую церковь мы непременно заметим значительный по размерам образ Пресвятой Богородицы "Знамение". И это не случайно — ведь с северо-западной стены к Покровскому храму примыкает собор в честь иконы Божьей Матери "Знамение", возведенный в самом конце XVIII века — с 1791 года по 1795. Нелишне напомнить, что Знаменская икона с XVII века считалась келейным образом дома Романовых. Почему? Об этом наш рассказ.

Не раз на Руси брат шел на брата. Скорбела оттого мать-земля Русская, печалилась Заступница Небесная — Пресвятая Богородица. Ведь омофор Ее благодатный, покров чудесный только тогда укрывает землю от напастей и бед, когда ладят между собой русские люди. А когда они за ножи да топоры хватаются, силою отстаивая свою зыбкую правоту, за кого же Матери Божьей молиться и кого спасать под благодатным покровом?

Зимою 1170 года огромное русское войско во главе с князем суздальским Мстиславом окружило древний город Новгород. Не мог Мстислав смириться с тем, что Новгород живет, точно отдельное государство, назначает и смещает князей, называет себя вольным и великим.

Жители Новгорода стали просить Бога о помощи. Новгородские храмы не затворялись ни днем, ни ночью. Пение церковное смешивалось под сводами намоленных церквей с плачем народным.

И вдруг архиепископ новгородский Иоанн слышит в ночной церкви голос от иконы:

— Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, возьми там образ Богородицы, вознеси его на городские стены и тогда узришь спасение Новгорода.

На другое утро образ Царицы Небесной торжественно с пением и молитвами перенесли священнослужители на крепостную стену, Ликом обратив к нападавшим.

Воины Мстислава, словно обезумев, пустили в образ Богородицы сотни стрел. Одна из них ранила священный Лик. И тогда совершилось новое чудо — икона повернулась к Новгороду, и из очей Богородицы потекли слезы.

За надругательство над святынею и жестокосердие наказала Царица Небесная войско князя Мстислава. Стали вдруг воины стрелять в самих себя. А новгородцы, ободренные чудным знамением, исходившим от иконы Богородицы, отворили городские ворота и бросились на нападавших.

Многих воинов князя Мстислава удалось им тогда пленить. А те, кто спасся бегством, не могли найти себе окрест ни крова, ни пропитания, потому что сами пожгли все дома вокруг и разогнали жителей.

Как же выглядел чудотворный новгородский образ? Богоматерь на иконе изображена с молитвенно поднятыми руками. Впереди Ее — Божественный Младенец. Левой рукой Младенец Иисус сжимает свиток, а десницей благословляет всех молящихся. На новгородской иконе над левым оком Пресвятой Богородицы сохранился след от роковой стрелы.

Такой древний иконографический тип икон именуется "Оранта", то есть Молящаяся. Этот священный образ Богоматери символизирует Церковь, за которую Небесная Владычица возносит к Престолу Вседержителя молитвы за род христианский.

В Греции иконы Богородицы типа "Оранта" обычно знаменовали Рождество Христово. Причиной тому служили слова пророка Исаии: "Сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил". И только в России подобные иконы стали называться "Знамением", что означает явленный знак милости Богоматери.

Среди самых почитаемых икон "Знамение" Пресвятой Богородицы — Царскосельский образ. В апреле 1653 года эта большая деревянная икона: в длину — 1 аршин и 15 вершков (138 сантиметров), а в ширину — 1 аршин и 8 вершков (107 сантиметров) украсила келейную комнату царя Алексея Михайловича. Привез икону "Знамение" в Москву Константинопольский патриарх Афанасий.

Около ста лет перед иконой служились молебны о даровании Божьих милостях Российской державе и о здоровье Царской семьи.

В 1747 году дочь императора Петра Первого Елизавета перенесла икону в Знаменскую церковь Царского Села ближе к Санкт-Петербургу. Сделавшись императрицей, Елизавета Петровна издала манифест о своем восшествии на Престол 27 ноября (10 декабря). То есть в тот самый день, когда Церковь отмечает праздник иконы "Знамения" Божией Матери.

Икону, названную с тех пор Царскосельской, поместили в верхнем ряду иконостаса над образом Тайной Вечери. После многочисленных чудес жители Царского Села упросили императора Николая Павловича поместить икону внизу храма, за правым клиросом, чтобы все богомольцы могли приложиться к чудесному образу и возжечь перед ним свечи.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Первые погребения древних египтян
Египетские пирамиды тысячелетиями поражают воображение ученых и путешественников, и все задаются вопросом о цели возведения этих гигантских сооружений. На пирамиды с удивлением взирали греческие путешественники и римские легионеры, арабск ...

Купольная декорация и архитектурная символика сербских церквей
Богословская мотивация, инициировавшая этот процесс, была связана как с особым, сложившимся еще в раннехристианском искусстве осмыслением церковного пространства, в котором архитектура и живопись выступали в неразрывном единстве, так и во ...

Алексей Кондратьевич Саврасов
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье московского купца третьей гильдии. В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал "приспосо ...