Не образ ли Богородицы "Знамение" нашептал Александру Сергеевичу Пушкину, учившемуся в стенах Царскосельского лицея и не раз стоявшего перед чудесным образом, стихи?
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная; одетая убого,
Но видом величавая Жена
Над школою надзор хранила строго.
…Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса,
Но я вникал в Ее беседы мало.
Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.
Скорее всего, в образе Величавой Жены поэт выразил свое молитвенное переживание от созерцания Пресвятой Девы на Царскосельской иконе.
Описание Царскосельской Богоматери у Пушкина — "Меня смущала строгая краса…" — удивительно точно. Лик Богородицы — и это замечали многие — в храме то кажется светлым и умилительным, то вдруг "темнеет" и принимает строгий вид.
В 1916 году царица-мученица Александра Федоровна — супруга последнего русского императора Николая II — повелела отснять множество фотокопий Царскосельской иконы Божией Матери и распространить их среди народа и, в первую очередь, среди солдат и офицеров действующей армии. Небольшие по размерам фотоиконки освящались в Знаменской церкви. Их, как ладанку, удобно было носить на груди.
Нет, не прекратилась в стране нашей братоубийственная война. Ничему не научила русских людей новгородская драма 1170 года. Снова брат на брата пошел с оружием в руках.
Однако в Знаменский церкви даже после жестокого убийства Царской семьи по-прежнему собирались молящиеся, прося у Матери Божьей прощения за грехи и небесного заступничества. Не чудо ли это? Да, уничтожались святые храмы, рушился земной Дом Пресвятой Богородицы, но заступничество Церкви Небесной о земле Русской ни на миг не прекращалось.
Во времена гонения на Церковь икона чудесным образом избежала гибели. Правда, однажды Царскосельская икона на короткое время все-таки покинула Россию.
В августе 1941 года Царское Село (большевики переименовали его в Детское) заняли фашистские войска. Через три года немцы, отступая, вывезли с собой из Знаменской церкви чудотворную Царскосельскую икону и другие святыни.
Пропажа вскоре обнаружилась в освобожденной Риге. Немцы, второпях покидая завоеванную землю, просто-напросто забыли вынуть чудесный образ и другие святыни из отцепленного кузова машины.
Царскосельскую икону "Знамение" Божией Матери с разрешения Сталина передали митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию. В 1948 году чудотворный образ был перенесен в церковь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Ленинградской Духовной Академии, где и находится поныне.
Крохотной и неприметной возле высокой семидесятиметровой надвратной колокольни с церковью преподобного Сергия Радонежского, строившейся в 1759—1785 годах, выглядит часовня у восточной крепостной стены монастыря. Белокаменная часовенка посвящена памяти монахини Досифеи (5). Может быть, тебе, дорогой читатель, ничего это имя не говорит. А ведь два века назад о матушке Досифее знала вся Россия…
Инокиня, в честь которой возведена часовня, родилась от тайного, хотя и законного брака графа Алексея Разумовского и императрицы Елизаветы Петровны. Девочку нарекли Августой. Но царской дочери, о красоте которой вскоре стали слагать легенды, и мечтать о престоле строго запрещалось. Ей даже пришлось сменить фамилию. Дитя неравного брака — Августа — взяла фамилию племянника Алексея Разумовского — Дараган. Переделанная на русский лад ее фамилия зазвучала совсем не по-княжески — Тараканова.
Пришедшая к власти Екатерина Вторая невзлюбила молодую принцессу, невольно, самим своим существованием претендующую на престол. Императрица велела дочери Елизаветы Петровны покинуть Россию, что и было исполнено далекой от политических и придворных интриг Августой.
Однако императрица совершила ошибку, которая могла стать для нее роковой. За границей нашлись другие охотники на русский престол. Сначала в Париже, потом в Венеции объявилась некая особа, открыто называвшая себя дочерью Елизаветы Петровны. В России запрещенное имя самозванки у многих не сходило с уст. О таинственной принцессе слагались легенды. Говорили, что в детстве ее вывезли к границе с Персией, потом будто под чужим именем жила она в Киле, Берлине, Лондоне. В Париже именовалась принцессой Азовской. В Рагузе — принцессой Пинненберг…
Удивительные события происходили тогда в Русской империи! За Волгой некий Емельян Пугачев присвоил имя давно похороненного императора Петра III. В Италии громко заявляла о себе дочь государыни Елизаветы… "Таракановщина" пахла смутой.
Императрицу выручил граф Алексей Орлов, герой Чесменской битвы. Именно ему удалось в итальянском Ливорно найти претендентку, влюбить ее в себя, очаровав до такой степени, что доверившаяся ему девушка согласилась обвенчаться с графом. Ради церковного таинства самозванка взошла на палубу флагманского корабля эскадры русского адмирала Грейга, стоявшего возле берега солнечной Италии.
Похожие статьи:
Религиозные картины
Боттичелли работал во всех текущих жанрах флорентийского искусства. Он делал фрески, росписи алтарей, тонди (круглые картины), маленькие групповые картины и маленькие религиозные триптихи.
Лучшим творением Боттичелли считают начатую им в ...
Позднее возрождение
Во второй половине XVI в. в Италии нарастал упадок экономики и торговли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, искусство переживало глубокий кризис. В нём укреплялись антиренессансные антиклассические тенденции, вопло ...
Панк сегодня
Для большинства юных "панков" ("пионеров") России панк - это "говно". Масс-медиа крепко вбили в их головы и общества в целом стереотип панка - "человек с гребнем, который должен ходить грязным, копаться ...
Разделы