“Нормативные представления” и повседневный опыт английской леди XVII века в сфере религиозного

Другая культура » “Нормативные представления” и повседневный опыт английской леди XVII века в сфере религиозного

Страница 1

В английском обществе XVII века широкое хождение имели литературные сочинения в жанре наставлений или нравоучительных советов. Зачастую они были адресованы женской аудитории. Подобная нормативная литература являлась не только развлекательным чтением для благородных девиц, но во многом способствовала развитию стереотипов социального поведения. Являясь питательной средой для формирования нормативно-ценностных представлений современников, литературная традиция в жанре наставлений отражала все наиболее значимые перемены в состоянии общества.

Однако, изучая тексты нравоучительных трактатов, крайне сложно установить цепочку взаимовлияния теоретических рассуждений их составителей и повседневной практики современников. Значение “нормативных” сочинений кроется в возможности анализа индивидуальных проявлений в поведении современниц, нетипичных для патриархальной системы вариантов социальной активности женщин.

Сопоставление нормативных текстов и фактов повседневной жизни благородных женщин открывает возможность более детально представить характер противоречивости социального статуса знатной дамы в английском обществе XVII века. Обширную информацию о повседневной практике английских леди представляют так называемые женские тексты: литературные произведения, сочинения эпистолярного жанра, дневники и мемуары, автобиографии, философские трактаты, как правило принадлежавшие перу представительниц благородных сословий. При сопоставлении “нормативных ” сюжетов и сведений о реальном опыте современниц, запечатленном в этих текстах, можно уловить черты женской индивидуальности и, одновременно с этим, выделить наиболее яркие стереотипы в восприятии женщины, распространению которых среди дворян и благородной городской публики отчасти и способствовала литература в жанре наставлений.

Реформационная идеология предусматривала духовное равенство мужчины и женщины, возможность индивидуального прочтения Священного Писания. Критическое отношение к высказываниям св. Павла о неполноценности женщины, ее подчиненности мужчине свидетельствовало о значительной динамике в восприятии женщины обществом, эволюции оценок ее индивидуальности. Подобные изменения стимулировали оформление новых норм духовного и светского воспитания девушек, складывание церковных стандартов и образцов женского поведения в различных сферах жизни общества.

“Позволь мне рекомендовать для тебя способ правильного существования, который никогда не оскудеет. Скажу об этом кратко: умей различать и практиковать добродетель”1 . Этим обращением автор нормативного трактата “Новогодний подарок для благородных дам, или Совет Дочери” (“Совет”) завершает свои размышления о сложности выбора истинной религии, религии, которая защищает, освобождает и приводит к спасению. Указанное сочинение было написано во второй половине XVII века, а в 1699 году трактат был переиздан уже шестой раз. Подобную популярность жанра наставлений, к которому, несомненно, относится “Совет”, возможно объяснить стремлением общества к установлению норм социальной активности полов и закреплению определенного типа гендерных отношений.

В “Совете” добродетельный Отец и Наставник, как именует себя автор, выражает желание составить краткое руководство для дочери, с целью предупредить возможные ошибки и заблуждения молодой леди. “Столь рано взрослеющий разум требует к себе пристального внимания и управления при помощи определенных правил, сходных с тем средством, которое использует садовник для защиты цветов от воздействия сильного ветра” . Уже в первых строках “Совета” прослеживается стремление автора подчеркнуть самостоятельность духовного развития, выделить индивидуальность дочери. Добродетельный отец учитывает возможность неприятия его советов и даже необходимость внутреннего противодействия наставлениям в том случае, когда безгранично господствует авторитет и нет возможности самостоятельного выбора. Однако поведение дочери будет оцениваться положительно лишь в том случае, когда девушка будет следовать предложенному образцу . Таким образом, литературные сочинения в жанре наставлений выступали своеобразным проводником нормативных представлений общества о духовном развитии женщины и ее социальном образе в целом. Предлагая молодой девушке возможность духовного выбора, трактаты подобного рода утверждали необходимость следования господствующим церковным стандартам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Икона времени Андрея Рублева
Вплоть до Великой Отечественной войны в Новгороде имелось огромное число икон достоверно новгородской школы. Много их имеется и доныне за пределами города. Раннемосковских икон сохранилось гораздо меньше. И потому каждая новая икона, кото ...

Антиной
Эстет и любитель роскоши (что не считалось среди римлян чем-то предосудительным), Адриан и сам желал быть запечатленным в образе греческого философа, отрешенно размышляющего среди цветущего сада о вещах, далеких от реальной жизни. Этой це ...

Александр Сергеевич Грибоедов
Если Пушкин цели своей жизни видел в поэзии, то его современник и друг прошел яркий путь в гражданском служении России: это один из видных русских дипломатов, участвовавших в формировании российской политики в Азии и на Кавказе. Поучитель ...