Практические рекомендации для молодой леди о том, как соответствовать идеалам истинной набожности, указывают на необходимость познания религии разумом. После чего следует воспринять ее сердцем, научиться распознавать искренность и обман, а все сокровенное сохранять лишь для себя самой. В обществе следует быть тихой и смиренной, не следует поддаваться легкомыслию и крайностям .
Неоднократно добродетельный отец указывает на необходимость искреннего признания религии, в противном случае набожность будет мало результативна. А беспокойства, страдания, неприятности, душевные передряги будут неотступно преследовать, являясь прямым доказательством того, что избранный путь не соответствует образцам истинной религиозности.
Рассуждения и наставления автора отражают общие изменения в восприятии религии в английском обществе XVII века. В этот период, по словам Кейта Томаса, религия как система укоренившихся обрядов уступала путь религии, стремившейся к подчинению индивидуальной жизни нормам Божественного Писания. В этих условиях женская религиозность проявлялась в соблюдении фиксированных норм поведения, следовании социально приемлемым образцам добродетели. Одновременно женская набожность трактовалась как умение выявить ложную религиозную идею и искренне принять настоящую религию. В связи с этим религиозность, в нормативном толковании, — есть образ жизни и критерий добродетельного существования.
XVII век наряду с тенденциями индивидуализации религиозного сознания как мужчин, так и женщин сохранял прежнюю систему патриархального доминирования отца, мужа, сына. Как отмечает Мэри Киннер, заявления о духовном равенстве женщин и мужчин, участии женщин в делах местной церкви и домашнем богослужении во многом расходились с действительностью. “Развитие женщин, в первую очередь духовное, протекало под контролем мужа, даже в большей степени, чем в католической традиции”. В связи с этим сфера религиозного становилась одним из важных направлений складывания нового социального образа женщины.
Барбра Левалски в своей обширной работе, посвященной англичанкам времени правления Якова I, обращает внимание на то, что христианская протестантская идеология, концентрируясь в первую очередь на отношениях человека с Богом, предоставляла женщинам возможность свободно толковать свои действия, ссылаясь на авторитет Бога, в противовес влиянию земных патриархов.
Благородные дамы из аристократических кругов и городской среды могли формировать собственный социальный образ посредством скрытой или явной оппозиции ценностям патриархальной системы. Однако несомненно и то, что женщины сами не были свободны от влияния патриархальной идеологии, воспроизводя на практике ценности современного им мизогонистического общества. Таким образом, конфликтность статуса знатной женщины крылась в противоречии традиционных гендерных представлений патриархальной идеологии, признанных как мужчинами, так и женщинами, с одной стороны, и индивидуальных форм социального поведения женщин, с другой. Отражением подобного противоречия служат многие женские тексты.
Наиболее полную информацию о повседневной жизни женщин содержат дневниковые записи современниц. Примером такого документа могут служить дневники Анны Клиффорд графини Пемброк, Дорсет и Монтгомери (1590-1676). Эти тексты являются одним из ранних светских дневников, содержат обширную информацию о жизни английского общества XVII века, включая различные аспекты индивидуального опыта знатной дамы. По жанру записи леди Анны представляют собой поместный дневник. Оригинальные части дневника — наиболее ранние записи 1616-1619 гг., отразившие борьбу Анны Клиффорд за наследство (Ноулский дневник); записи 1650-1676 гг., посвященные ее деятельности в обширных северных владениях Клиффорд и второму браку (Кендэлский дневник); а также записи 1676 года, которые осуществлялись секретарями баронессы Вестморленда и отразили последние месяцы ее жизни. Записи, осуществленные в период между 1620-1649 гг., в большинстве своем разрозненны и утеряны, уцелевшие тексты собраны и отредактированы Д. Дж. Клиффордом, которому принадлежит полное издание дневников.
Похожие статьи:
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939), русский художник, теоретик искусства и писатель.
Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке ...
Андреас Шлютер
В 1713 году в Петербург прибыл знаменитый немецкий архитектор и скульптор, строитель берлинского дворца и цейхгауза, автор "масок умирающих воинов" и памятника великому курфюрсту – Андреас Шлютер (1664 -1714). Он пробыл здесь ли ...
Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»
Константинопольская икона Божией Матери "Одигитрия" была главной богородичной иконой византийского мира. Н. П. Кондаков писал: "Икона Божией Матери Одигитрии представляет средоточие не только иконографии Божией Матери, но ...
Разделы