Естественно, что в музеях городов, исторически являвшихся центрами иконописи, собраны наиболее полные коллекции, представляющие местную школу. Древние иконы можно встретить и в не закрывавшихся храмах — так что именно паломничество, туризм, открывает широкие возможности для ознакомления с шедеврами Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской и других школ. Разумеется, только увидев своими глазами, можно по достоинству оценить мозаики Киевской Софии, фрески Мирожского и Снетогорского монастырей Пскова, храмов Спаса на Ильине, Благовещения в Мячине — в Новгороде, Ферапонтова монастыря.
Удивительное сочетание живописного, жизненно-реалистического образа с условностью приемов сделало русскую икону подлинным "умозрением в красках". Как уже было сказано, временем расцвета иконописи явился XV в., который можно назвать и веком монашества. Высшие достижения русской иконописи связаны с именами Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева, Дионисия.
При всем совершенстве иконописных изображений, в глубоком аскетическом и духовном опыте русского подвижничества любование иконами возбранялось. В частности, преподобный Серафим Саровский предписывает в молитвенном обращении к Деве Марии стоять перед иконой опустив глаза, преклонив голову и взывая к Ней из глубины сердца, но не устремляя своего созерцающего взгляда на Ее образ. Лучше смотреть на свечу, а еще лучше стоять, обращая свой взор вниз, в пол. Поэтому нельзя даже сказать, что распространенный обычай украшать иконы кованой ризой что-то сильно нарушал в понимании иконы: она воспринималась как знак близости того, кто был на ней изображен, а не как картина, обладающая определенными художественными достоинствами.
Постепенное проникновение в Россию западного влияния сказалось и на иконе. В качестве образцов начали употребляться западные гравюры, что привнесло некоторые новшества в иконографию. Иконописцы стали стремиться сделать иконы "живоподобными", вызвать в молящемся сопереживание. Как и в католической традиции, существенная роль стала отводиться Страстям Христовым. Однако и этот век оставил нам замечательные творения Симона Ушакова, Федора Зубова, мастеров Оружейной палаты и др. Век просвещенного либерализма пренебрег глубоким содержанием иконы. Эпоха европеизации ознаменовалась отходом от сложившихся принципов иконописи. Правда, в народном иконописании традиции сохранялись, но общий уровень значительно снизился. И вновь построенные, и древние храмы стали украшаться иконами в новом вкусе, написанными под влиянием живописи Ренессанса. Вопреки древним правилам они были рассчитаны на любование и гораздо менее ценны в духовном отношении.
Впрочем, в некоторых образцах художникам удавалось достичь синтеза западноевропейской формы и восточнохристианского содержания. Примерами могут служить келейная икона преподобного Серафима Саровского — Богоматерь "Умиление", чудотворная икона "Взыскание погибших", пребывающая в московском храме Воскресения словущего на Успенском Вражке и другие. Церковной живописью занимались такие известные художники как В.Л. Боровиковский, К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни. В академическом стиле делались и стенные росписи храмов. Так, для создания росписей храма Христа Спасителя был создан особый класс в Академии художеств. Они выполнялись по замыслу, разработанному святителем Филаретом (Дроздовым). В их создании принимали участие В.П. Верещагин, К.Е. Маковский, В.И. Суриков и др.
На рубеже XIX – XX вв. в жанре церковной живописи творили М.А. Врубель, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров. Одновременно началось возрождение интереса к древнерусской иконописи. Сочетать древнерусские традиции с новыми веяниями удавалось мастерам школы Палеха. Так, высоким искусством и одухотворенностью отличаются росписи Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря, выполненные артелью палехских мастеров по эскизам архитектора И.С. Кузнецова, который был знатоком древнерусских принципов росписи и мастером стилизаций.
Русская икона, как и византийская, как правило, была плоской. В этом главное отличие от западной, католической традиции. Даже скульптурные изображения Северной Руси, появившиеся не без влияния Запада, — также не объемны, условны, схематичны. Они только рельефно отображают человеческую фигуру — например, часто встречающиеся скульптуры святителя Николая. Распространенные на Селигере резные изображения преподобного Нила Столобенского, — в сидячей позе, с опущенной головой, — запечатлевают его духовный подвиг: он никогда не ложился для сна, но спал сидя. Схематизмом отличаются и бытующие на Севере скульптурные образы "Христос в темнице", в которых идея страданий намечена, но не доведена до чувственности как в аналогичных католических скульптурах.
Похожие статьи:
Иван Степанович Матерновий
Матарнови – Georg Johann Mattarnowy, по-русски Иван Степанович Матерновий, - несмотря на свою почти по-итальянски звучащую фамилию, был чистокровнейшим немцем, притом, видимо, из северян. Он говорил и писал только по-немецки и по-немецки ...
Кельтская мифология и формирование мировой культуры
Любое объективное исследование в области развития мировойкультуры является бессмысленным без затрагивания источников этогоразвития,более того,некоторые культурные достижения из далекогопрошлого так и остались не до конца понятыми и уж тем ...
Донателло
Донателло (его полное имя — Донато ди Пикколо ди Бетто Барди) прожил долгую жизнь, и его творчество, захватывающее также вторую половину 15 в., я большей мере, чем искусство какого-либо другого мастера, знаменовало собой магистральную лин ...
Разделы