Живописное искусство Германии

Другая культура » Живописное искусство Германии

Страница 1

С начала ХIХ в. классицизирующие тенденции в немецкой живописи были вытеснены романтическими. В немецком романтизме преобладало реакционное направление и в условиях реакции многие художники становятся на прими­ренческие позиции.Лишь в творчестве некоторых из них нашли отражение прогрессивные тенденции эпохи.Самые живые явления романтического искус­ства проявились в области портрета и пейзажа.

Портреты составляют лучшую часть художественного наследства Филиппа Отто Рунге

( 1777-1810) , работавшего в Гамбурге. Близкий к кругу гамбургских романтиков-литераторов , сам видный теоретик живописи, уделявший большое внимание проблемам цвета и его гармоний, автор трактата "Цветовой круг", Рунге стремился всю свою недолгую жизнь к построению сложных , надуманных аллегорий. Он мечтал о фантастико- -музыкальной поэме в цикле композиций "Четыре времени суток" , но действительно живые образы создал,обратившись непосредственно к натуре. В "Автопортрете" (1805) , поэтическое восприятие действительности сочетается с зоркостью взгляда аналитика , со строгим и точным мастерством рисунка.

С удивительной тонкостью и тщательностью исполнен пейзаж, на фоне которого представлены старики-родители художника , около которых при­мостились их внуки,-"Портрет родителей"(1806, Гамбург, Кунстхалле) . Сурово скорбны морщинестые лица встревоженных стариков, резким контра­стом воспринемаются рялом с ним розовощекие дети, глядящие на мир широ­кооткрытыми глазами. Свое уважение перед человеком , озабоченность за егосудьбу, восхищение перед богатством и красотой родной природы пере­дает Рунге в этом свое произведение.

Природа стала главным объектомом изображения Каспара Давида Фридриха (1774-1840), чья деятельность протекала главным образом в Дрездоне . В своих пейзажах художник выражает чувсто преклонение перед величием при­роды, а также переживание, полные мрачного раздумья, пессимизма. Излюб­ленные мотивы пейзажи Фридриха- пустынные скалистые громады, которые он пишет в различное время дня, любуясь их плавными очертаниями , игрой света,переливами красок на каменных глыбах. В лучах заходящего либо восходящего солнца они подчас утрачивают свое материальность , превра­щаясь в подобие миражей,-"Горный пейзаж".

В картинах Фридриха находит отражение и борьба немецкого рарода про­тив наполеоновского завоевание -"Могила Арминия"(1813) и растущая реак­ция, сковывающая творческие силы нации,-"Гибель "Надежды" во льдах" (1822, обе - Гамбург, Кунстхалле).Человек в пейзажах Фридриха-маленькая одинокая фигура, затеренная в необъятных просторах холодного необжитого мира, или пассивный наблюдатель, созерцащий туманные дали, уносящийся в мечту,-"Двое, созерцающие луну"(1812-1820, Дрезден, Картинная галерея).

Более радосным настроением отличаются картины природы родного Фрид­риху селения. Поэтично залитые солнцем "Луга Грейфсвальдом"(1820-18309, Гамбург, Кунстхалле),напоминающие чудесные описания природы у писателей и поэтов-романтиков.

Обращение к действительности и ее образам свойственно лучшим произ­ведениям немецкого искусства середины 19 в.

Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством Адольфа Менцеля (1815-1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка. Художник широких замыслов,Менцель стремится охватить жизнь во всем ее разнообразии. Лучшие качества Мен­целя-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредст­венно с натуры, в широкой, свободной манере: "Комната с балконом"(1845),

"Железная дорога Берлин-Потсдам" (1847, обе-Берлин, Национальная гале­рея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Культурно-историческое направление на рубеже XIX-XX ВВ. Ф.Ф. Зелинский. Ю.А. Кулаковский
Историко-филологическое направление составляло центральный ствол русской науки об античности, но оно не исчерпывало ее; рассматриваемый период отличался исключительным разнообразием и богатством и иных направлений, которые, ответвляясь от ...

Египет
Египет — одно из древнейших государств мира, а его искусство — один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества. Историю Древнего Египта делят на следующие периоды: 1. Додинастический (4 тыс. до н. э.) 2. Древнее царство (3 ...

«Тусовка» как социокультурный феномен
Явление, получившее в просторечии наименование тусовка, представляет собой оригинальный социокультурный феномен, не имеющий исторических аналогов. Тусовка не вписывается в контуры того, что принято определять терминами официальной культур ...