Живописное искусство Германии

Другая культура » Живописное искусство Германии

Страница 2

Менцель первый ввел в исторический жанр реалистический метод.В 1840г. он предпринял громадный труд по иллюстрированию "Истории Фридриха Вели­кого" Ф. Куглера, создав четыреста рисунков пером (для гравюры на дере­ве), лаконичных и острых. Эта работа выдвинула его в число знаменитейших немецких графиков того времени. В иллюстрациях Менцеля особенно привле­кает достоверность в обрисовке исторической обстановки, костюмов, умение схватить характерное. И все же художник, как и историк, не избежал черт идеализации в характеристике Фридриха, представленного в виде справедли­вого просвещенного монарха. К этой же теме Менцель обращается и в живо­писи. Самая живая из цикла картин, посвященных Фридриху 2,-"Круглый стол в Сан-Суси" (1850, не сохранилась). Художник рисует изысканное общество, окружающее Фридриха в его резиденции. Среди присутствующих - знаменитый французский философ Вольтер. Мастерски изображена обстановка дворца,сво­бодно сгруппированы вокруг стола собравшиеся, и все же черты однообразно описательной манеры присутствуют и здесь.

Поездки во Францию и знакомство с достижениями французского искусства укрепляют реалистическую направленность творчества Менцеля и его острый интерес к современности во всем разнообразии проявлений.В его искусстве находят отражение события революции 1848г. Он пишет "Почести погибшим в Мартовские дни" (1848,Гамбург, Кунстхалле),обнаруживая свои демократи­ческие настроения,сочувствия жертвам восстания.Он создает "Железопрока­тный завод"(1875,Берлин, Национальная галерея), одну из первых в запад­ноевропейской живописи картин жизни рабочего класса , индустриального труда. С документальной точностью изображает художник огромный цех заво­да, станки и освещенных пламенем печи рабочих, условия их тяжелого, из­нурительного труда. Тут же в цехе, примостившись за листом железа, зака­нчивают они наспех свой скудный завтрак. Некоторая чернота и сухость жи­вописи не снижают громадного значения этого произведения, показывающего коллективный труд индустриальных рабочих, своеобразную мощь и красоту машин.

Многочисленные подготовительные рисунки к картинам, сделанные с нату­ры, характеризуют Менцеля как одного из самых крупных, со времен Дюрера, рисовальщиков Германии. Среди них и тщательнейшие рисунки деталей костю­мов, обстановки, и живые наброски людей, пейзажей, интерьеров,исполнен­ные углем и карандашом, пером и кистью.

Искусство Менцеля получило признание далеко за пределами Германии. Крупнейший русский критик-демократ В. Стасов называл его "одним из самых великих художников". Однако творчеству Менцеля присущи черты ограничен­ности: пассивная созерцательность и перегруженность деталями его истори­ческих полотен, за которыми подчас стушевывается главное,а прославление реакционной силы гогенцоллерновской Пруссии, выдвигающейся среди кингло­мерата немецких государств.

После победы над Францией в войне 1870-1871гг. и образования Герман­ской империи с господством юнкерства и крупной буржуазии в строне разве­ртываются большие строительные работы. Офицеальное искусство, прословля­ющее монархию, идет по пути все большего отхода от действительности в мир вымысла. Защитники реалистического искусства вынуждены работать в труднех условиях нарастающей реакции.

Традиции реализма в немецкой живописи последней трети века продолжает Вильгельм Лейбль (1844-1900). Интерес к жизни людей труда, проблеме све­товоздушной среды и пространства приводит его к созданию картины :"маль­чик савояр"(1869, Ленинград, Эрмитаж), "Общество за столом"(1870 - 1873, Кельн, Музей). Далекие от социальной заостренности , они правдиво изобра­жают крестьян баварских деревушек, привлекая серебристой тональной живо­писью. В позних своих работах Лейбль переходит к импрессионистической манере живописи, распространяющейся в Германии.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Развитие искусства на Руси в X-XIII вв
Эпоха X-XIII века – это колоссальная эпоха перехода от начала новой веры до начала татаро-монгольского завоевания, которая обладала поразительным потенциалом, заложившим основы и стимулировавшим всестороннее развитие самобытного, ни с чем ...

Новгородская школа иконописи
Новгород - один из древнейших центров культуры. Здесь при Софийском Соборе в ХI веке впервые возникло русское летописание. Более половины письменных памятников древней Руси XI-XVII веков находится в Новгороде. Здесь образовалась собств ...

Эстетика в первобытном искусстве
Предположение Брейля о палеолитическом искусстве, как чисто европейском явлении, не подтвердилось. Разработаны и внедрены в практику новые методы копирования и документирования изображений (муляжи Ляско и Альтамиры, фотограмметрия, видеок ...