Брат, покинем все, что меняется быстро. Иначе мы не успеем подумать о том, что для всех неизменно. Подумать о Вечном.
В мае 1923 года Рерихи, наконец, были на пути в Индию - в эту страну без возраста, где среди снегов Гималайских вершин они надеялись обратить свои мысли к Вечному.
Рерихи прибыли в Бомбей в декабре 1923 года и сразу же начали путешествие по культурным центрам и историческим местам, встречаясь в то же время с индийскими исследователями, учеными, художниками и писателями. К концу декабря они уже были на южных склонах Гималаев, в Сиккиме, и по скорости, с которой они достигли гор, ясно было, что Гималаи были их главной целью. Они начали исследовательскую экспедицию, которая прошла по Китайскому Туркестану, Алтаю, Монголии и Тибету. Это было путешествие по неисследованным районам, где они намеревались изучать религиозные верования, языки, обычаи и культуру местных обитателей. Об этой первой своей Центрально-Азиатской экспедиции Рерих написал книгу “Сердце Азии” - живой рассказ о чудесах земли и населяющих ее людей. Но еще более живыми и выразительными были его картины - около пятисот полотен, созданных за время этого путешествия. В картинах “Канченджунга”, “Сиккимский Перевал”, “Его Страна”, “Великий Дух Гималаев”, в серии “Знамена Востока” мы видим, как философские идеи и концепции превращаются в зрительные образы, окруженные великолепной природой Северной Индии. На картине “Путь” мы видим фигуру Христа; он идет по мучительно трудному пути, пролегающему через ущелья и пики Гималаев - метафора препятствий и опасностей, встречающих духовного путника. На картинах Рериха того времени можно видеть религиозные образы и символы, и особенно важными были образы Майтрейи - Буддистского Мессии, известного в Пуранах как Калки-Аватар, в Монголии как Ригден-Джапо, на Алтае как Белый Бурхан; все эти образы были описаны в легендах, связывавших их с Правителем Шамбалы, который “появится на земле для окончательного разрушения зла, для обновления всего сущего и восстановления чистоты”. (Цитируется по “Теософскому Словарю” Е.П.Блаватской). Путь рериховской экспедиции был временами очень труден. Рерих говорит о тридцати пяти пересеченных ими горных перевалах высотой от четырнадцати до двадцати одной тысячи футов. Однако он чувствовал себя рожденным для этих испытаний, веря, что суровость гор помогает человеку найти в себе мужество и развить силу духа. И, несмотря на все трудности и препятствия, рериховская вера в заложенное в жизни доброе начало и духовность человека только укрепилась. Написанная Рерихом серия из девятнадцати картин “Знамена Востока” свидетельствовала о единстве религиозных устремлений и об общих корнях человеческой веры. Контрастом этой тематике звучит другая тема в живописи Рериха: образ Женщины и ее предназначение в будущем, и мы можем предположить, что написанное Е.Рерих одному из ее друзей 9 августа 1937 году выражает и точку зрения самого Николая Константиновича: “ .женщина должна осознать, что в ней заключены все силы, и стоит ей сбросить с себя вековой гипноз в своей якобы законной подчиненности и умственной слабости, заняться всесторонне своим образованием, и она, в сотрудничестве с мужским началом, создаст новый и лучший мир . Космос утверждает величие творческого начала женщины. Женщина есть олицетворение Природы, и не человек учит Природу, но Природа учит человека. Поэтому пусть женщины осознают все величие своего начала и устремятся к знанию.” (Цитируется по изданию “Письма Е.Рерих, 1935 - 1939, т.II”) В картинах “Ведущая”, “Труды Мадонны”, “Матерь Мира” Рерих изобразил женскую божественную сущность в разных ее ипостасях. Образ “Матери Мира”, - эквивалент индийских Лакшми и Кали, - выполненный в величественно-глубоких синих и фиолетовых тонах, представляет собой один из наиболее вдохновляющих образов в творчестве Рериха. Невозможно переоценить роль Елены Ивановны Рерих в жизни и творчестве Николая Константиновича. Их союз можно рассматривать как полное и всестороннее взаимное сотрудничество, продолжавшееся всю жизнь. Ее философские взгляды, выраженные в книгах Живой Этики, полностью разделялись Рерихом и были движущей силой, вдохновлявшей его в искусстве и жизни. Незадолго до сорокалетнего юбилея их совместной жизни он записал в своем дневнике: “Сорок лет - немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: “Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице”. Каждое из этих понятий было испытано в огне жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени - женское и мужское.” (Н.К.Рерих, “Из литературного наследия”, изд. “Изобразительное Искусство”, Москва, 1974, стр.239, статья “Сорок лет”) По окончании их большой экспедиции в 1928 году семья поселилась в долине Кулу на высоте 6500 футов у подножья Гималаев, с великолепным видом на долину и окружающие ее горы. Это место стало их домом на долгие годы. Здесь они организовали Гималайский Исследовательский Институт “Урусвати”, целью которого было изучение и систематизация материалов только что завершенной экспедиции, а также и будущих исследований. Научные направления Института включали ботанику, этнографию, лингвистические исследования и изучение археологических находок. Под руководством отца сыновья Рерихов, Юрий и Святослав, создали коллекцию лекарственных трав и провели глубокое исследование по ботанике и древней медицине, а также тибетской и китайской фармакопее. В следующем году, во время своего приезда в Нью-Йорк на открытие нового здания Музея Рериха, Николай Константинович поднял вопрос, который был так близок его сердцу в течение многих лет. Используя Красный Крест как пример, он предложил проект международного пакта о защите культурных ценностей как в военные, так и в мирные времена, - тот самый проект, который ему не удалось осуществить в 1914 году. С помощью юристов, специализировавшихся в международном праве, он написал первоначальный текст Пакта. Он также предложил особое знамя, - Знамя Мира, - которое должно было отмечать места, находящиеся под защитой Пакта. По его предложению, на белом фоне Знамени должны были быть изображены три красных круга, заключенные в красное кольцо. Существует много различных интерпретаций этого символа. Самые распространенные из них видят в нем символ Религии, Искусства и Науки как аспектов Культуры, представленной замыкающим их кольцом, или символ прошлых, настоящих и будущих достижений человечества, охраняемых кольцом вечности. Этот символ можно найти на печати Тамерлана, на тибетских, кавказских и скандинавских украшениях, на византийских и римских древностях. Он украшает образ Страсбургской Мадонны. Его можно видеть на многих из полотен Рериха; особенно выделяется он на картине “Мадонна Орифламма”, изображающей Женщину как держательницу и защитницу Знамени. Этот знак и сопровождающий его девиз: “Pax Cultura” - “Мир через Культуру” - символизировали рериховское видение, его представление о будущем человечества. Он писал: “Давайте объединимся - вы спросите, как? Согласитесь, что самым легким было бы создать общий, искренний язык, - может быть, язык Красоты и Знания”. В результате усилий Рериха и его сотрудников 13 апреля 1935 года Пакт, наконец, был подписан в Вашингтоне, в Белом Доме, странами Северной и Южной Америк - членами Пан-Американского Союза. Этот Пакт не потерял силы и поныне. И в наше время множество отдельных людей, групп и ассоциаций продолжают распространять идеи Пакта Рериха, Знамени Мира и стоящих за ними принципов. В живописи Рериха, связанной с Гималаями, сильнее всего выражаются величие его духа и сознание своей миссии, которые вели его по избранному пути. В этих картинах чувствуется драматичность, сознание неотложности послания, которое надо передать либо получить, понимание необходимости приветствовать путника, выполнить миссию, пройти свой путь .Горы высятся как символ духовных целей, которые человечество должно себе поставить. Рерих направляет людей к их духовному предназначению и напоминает им, что это их обязанность и ответственность - подготовиться к Новой Эре, когда Ригден-Джапо соберет свое войско и под Знаменем Света победит силы тьмы. Рерих- воин уже был вооружен и готов к бою; его целью было собрать и подготовить к битве армию воинов, на доспехах которых начертано слово “культура”. Вечный поиск утонченности и красоты был для Рериха священным. Он верил, что, хотя земные храмы и предметы искусства могут гибнуть, мысль, которая вызывает их к жизни, не умирает, но составляет часть вечного потока сознания, и что устремления человека питаются его целенаправленной волей и энергией его мысли. И, наконец, Рерих верил, что мир на Земле есть необходимое условие для выживания планеты и для непрерывного процесса духовной эволюции, и призывал людей помочь достижению мира, найдя общий язык в сознании Красоты и Знания. Николай Константинович Рерих умер в Кулу 13 декабря 1947 года. Его тело было кремировано, и часть праха захоронена на склоне, обращенном к его любимым горам, которые он изображал на многих из почти семи тысяч своих картин.
Похожие статьи:
Нанни ди Банко
Первым из работавших в ней крупных мастеров нового стиля был Нанни ди Банко. Год рождения его еще не определен с достаточной точностью (возможно, 1376), умер он в 1421 г. Нанни первый решительно отошел от готики и обратился к наследию ант ...
Символика креста
Обычно считают, что такого рода кресты появляются после освобождения от татаро-монгольского владычества в ознаменование победы православия над мусульманством. Это мнение не выдерживает критики. Несомненно, интересующее нас явление возникл ...
Западнославянская мифологическая
система
Западнославянская мифология известна по нескольким локальным вариантам, относящимся к балтийским славянам, чешским и польским племенам.
Балтийская мифология
Наиболее подробны сведения о богах балтийских славян, но и они разрознены: речь ...
Разделы